Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Потух огонь на алтаре…"


В среду 21 февраля 2007 года в 16:00 во Всероссийском музея А. С. Пушкина откроется новая выставка из фондов музея "Потух огонь на алтаре…", посвященная 170-летию со дня гибели поэта.

Ежегодно 10 февраля, в тот день и в тот час, когда остановилось сердце великого поэта России, двор дома князей Волконских в Петербурге на Мойке, 12, в котором поэт прожил последние месяцы жизни, а ныне располагается Музей-квартира А. С. Пушкина (один из филиалов Всероссийского музея А. С. Пушкина), становится местом паломничества людей, желающих почтить память национального героя. У памятника поэту на традиционную минуту молчания собираются те, кому дорого это имя, и почти всем хорошо известно о трагических событиях, развернувшихся здесь зимой 1837 года. Казалось бы, что нового можно сказать об этом? Оказывается, многое. В фондах старейшего пушкинского музея России хранятся уникальные материалы, имеющие отношение к дуэли и смерти А. С. Пушкина. В этом году, когда со дня смерти поэта исполнилось уже 170 лет, музей решил впервые показать публике раритеты из своей коллекции.

Детально описанная сцена дуэли Онегина с Ленским из знаменитого пушкинского романа оказалась своего рода пророчеством собственной гибели поэта. Поэтому зримым эпиграфом к выставке выступает картина И.Е.Репина "Дуэль Онегина с Ленским", а расположившееся рядом издание "Евгения Онегина" открыто на строчках, посвященных трагическому поединку. Взятая оттуда, во многом символичная строка "Потух огонь на алтаре" стала емким и выразительным названием выставки.

Центральное место на выставке занимают: портрет А. С. Пушкина работы художника И. Л. Линева, вызывающий споры специалистов, но во всей полноте передающий настроения поэта последнего года жизни; его посмертная маска, которая хранилась у В. А. Жуковского, и ставшее классическим полотно художника А. А. Наумова "Дуэль Пушкина с Дантесом". Среди редко выставляемых меморий: перстень поэта, который его вдова подарила другу и врачу Пушкина — В.И.Далю; карманные часы, остановленные В. А. Жуковским сразу после смерти поэта; первые посмертные изображения Пушкина, выполненные 29 и 30 января 1837 года; оригиналы портретов жены поэта — Н. Н. Пушкиной — работы А. П. Брюллова и В. И. Гау.

Среди изобразительных материалов представлены живописные портреты современников Пушкина, тех, кто знал о готовящейся дуэли, кто общался с поэтом в последние дни его жизни. Это начальник III отделения, шеф жандармов А. Х. Бенкендорф; врач В. Б. Шольц, который первым осмотрел рану поэта и высказал неутешительный прогноз; корнет лейб-гвардии Гусарского полка М. Ю. Лермонтов, известность которому принесло стихотворение "Смерть поэта"; и, конечно, ближайший друг и наставник поэта — В. А. Жуковский. Многие работы выполнены лучшими художниками пушкинской поры - братьями Александром и Карлом Брюлловыми, П. Ф. Соколовым. Живописный ряд дополняют виды пушкинского Петербурга, в частности изображение кондитерской Вольфа и Беранже, в которой Пушкин остановился на пути к Черной речке, зарисовки места дуэли и Конюшенной церкви, в которой отпевали поэта, выполненные в XIX веке. Итог дуэли запечатлен на полотне художника А. А. Козлова "Пушкин на смертном одре".

Все реликвии, представленные на выставке, непосредственно связаны с гибелью поэта. Часть меморий связана с похоронами поэта в Святогорском монастыре.

 

Источник: Музеи России

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz