Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Портрет читателя в интерьере библиотеки"


15 января в РНБ прошла научно-практическая конференция, посвященная 193-й годовщине со дня открытия Императорской публичной библиотеки – "Портрет читателя в интерьере библиотеки".

Современная публичная библиотека должна четко представлять себе лицо своего читателя. Кто он? Каковы его интересы и нужды? Какую информацию он хочет получить в библиотеке? Участники конференции в своих докладах пытались ответить на эти и другие вопросы.

2007 год был выбран для составления образа читателя неслучайно. С 2000 года в РНБ выдают читательские билеты единого образца – получается шестилетний цикл, который и был исследован беспристрастным оком статистики. За это время библиотека сделала на встречу читателю несколько больших шагов. Помимо введения в обращение единого читательского билета, было открыто нескольких читальных залов - Универсальный читальный зал с возможностью поиска в режиме открытого доступа, Зал электронной библиотеки, Центральная справочная библиотека, зал для работы с изданиями, имеющими гриф "для служебного пользования".

Изменения коснулись не только самой библиотеки, но и ее читателей. За последние годы помолодело лицо пользователя РНБ, произошел отток людей среднего и пожилого возраста. Если сегодня попытаться нарисовать портрет массового посетителя библиотеки, то это, безусловно, будет молодой человек. Как показывает опыт, особой любовью этого читателя пользуется Новое здание на Московском проспекте. Констатирован рост числа аспирантов за шесть лет цикла записей, однако заметной долей представлены студенты и начинающие преподаватели. С одной стороны, такая тенденция обнадеживает – молодые люди тянутся к знаниям. С другой, существует опасность, что с окончанием обучения прекратится и посещение студентами библиотеки. В такой ситуации знания выступают для них лишь как средство, но не как цель, а функции самой библиотеки ограничиваются учебной. Как заметил Генеральный директор РНБ В. Зайцев, чтение для получения необходимой информации и чтение для удовольствия и духовного развития сегодня разделены в два разных канала. В первом случае читатель чаще идет в Интернет или пользуется электронными ресурсами, а во втором – обращается к книге.

Тревожит факт почти полного исчезновения из массового сознания положительного стереотипа читателя-интеллектуала, сосредоточенно изучающего страницы книги в библиотеке. Это подтверждает не только периодическая печать, но и литература, которая рассматривает читателя как индивидуальность, а не как общую категорию. Однако есть и позитивные моменты, которые выявлены статистикой. Несмотря на то, что в плане получения информации важнейшую роль сегодня играют электронные ресурсы и Интернет, книги, журналы и газеты по-прежнему остаются незаменимыми – в течение года на руки читателю выдается более 10 миллионов экземпляров различной литературы.

Широкое распространение Интернета почти не отразилось на количестве читателей Российской национальной библиотеки – этот показатель находится на стабильно высоком уровне.

Ситуация с посещаемостью также обнадеживает. Несмотря на то, что в 2005-2006 годах посещаемость несколько снизилась, в целом ее уровень по-прежнему соизмерим с советским периодом. Ежедневно в библиотеку приходит 2,5 тысячи читателей.

Положительные наблюдения статистики свидетельствуют, что, несмотря на общую тенденцию падения интереса к чтению и снижения посещаемости библиотек, РНБ остается островком стабильности в изменившемся информационном мире. Эта миссия в равной степени и значима, и почетна.

Материалы по теме:

Годовщина открытия Императорской библиотеки

Автор: Виктор ОРЛОВ
Источник: Книжная ярмарка

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz