Мартин Скорсезе в "Отступниках" отступил от своего стиля
Если вышел новый фильм Мартина Скорсезе – значит, началась предоскаровская гонка. И правда: только что выпустили свои картины Оливер Стоун, Брайан Де Пальма, на подходе премьеры Мэла Гибсона, Дэвида Финчера, Вуди Алена и других «больших» режиссеров.
С одним уточнением: картина Мартина Скорсезе «Отступники» ("The Departed") – это совсем не оскаровская картина, вроде "Банд Нью-Йорка" или "Авиатора", а настоящий полицейский боевик, с рокировками, предательствами, убийствами. Все, как полагается в современном фильм-нуар.
Боевик-боевиком, но все равно Скорсезе от своих фирменных тем не отступает – это снова, как поется, «районы, кварталы, жилые массивы». "Злые улицы", - иронизирует он сам в интервью, имея в виду свой ранний фильм. Только на этот раз в качестве географической принадлежности сюжета выступает Южный Бостон, где заправляет ирландская мафия.
Главный злодей – Фрэнк Костелло (Джек Николсон) забрасывает в полицейский департамент своего человека Колина Сэлливана (Мэтт Дэймон). В это же время копы забрасывают в банду Костелло Билли Костигана (Леонардо Ди Каприо). Ложный бандит ищет «крысу» в управлении, ложный детектив ищет внедренного в группировку человека. Понятно, что по мере приближения друг к другу Колина и Билли напряжение в фильме растет пропорционально трупам, выстрелам, погоням. В диком темпе, с огромной энергетикой.
Такого интересного фильма (конечно, со своими отступлениями, снижениями темпов, с долгими диалогами, но все же) Скорсезе не снимал со времен «Казино» или даже "Мыса страха". За это его, конечно, и будут ругать критики.
Можно удивиться, как такой фильм мог снять автор «Таксиста» и "Бешеного быка"? Во-первых, надо знать, что это американская версия гонконгского триллера 2002 года "Двойная рокировка" ("Infernal Affairs"), с удачно переписанным сценарием (сценарист Уильям Монаган).
Во-вторых, надо отметить, что Мартин Скорсезе вообще странный человек. Совершенно непонятно, какими категориями можно описать его режиссерский стиль. Понятно, что не меньше трех часов, понятно, что монументально, но как? Один фильм он будет долго раскачивать в декорациях Средней Азии. Другой снимет на черно-белую пленку и будет терпеливо показывать регрессию огромного боксера. Может снять лихой триллер. Или классическую костюмную постановку. Непонятно, чего от него ожидать. Поэтому и боевик в его фильмографии вполне может появиться. Может быть, именно из-за непостоянства ему никогда не давали «Оскар»?
Ясно только одно: у Скорсезе невероятный нюх на актеров. Если забыть о Джеке Николсоне, который хорош даже в роли трупа, то прежде всего надо сказать о Леонардо Ди Каприо. Он играет у Скорсезе уже третий раз и явно не последний, и стал для Мартина уже кем-то вроде Де Ниро, снявшегося чуть ли не в половине его картин.
Леонардо Ди Каприо, исполняет свою роль в «Отступниках» настолько остервенело, сначала как будто неловко споткнувшись (потом будет понятно, что это такой актерский трюк, подстава), затем разогнавшись до такой невиданной скорости, что оставляет ощущение: среди плеяды молодых актеров, появившихся в начале 90-х, ему нет равных.
Причем, дело не в том, что он, наконец, перестал в качестве главного трюка использовать «брови домиком» и к случаю пускать от 1/3 до одной целой слезинки. Он по-прежнему хмурится и скалится, как в "Бандах Нью-Йорка", только чуть выразительнее, главное не в этом. Главное в том, что он, спустя год после предыдущего фильма, тоже от Скорсезе ("Авиатор"), научился тому, чем обладают редкие актеры: контакту с коллегами по кадру.
Он уже не на себя играет, а на команду. В этом смысле среди всех звезд, наполняющих экран «Отступников», есть только один, с кем он может равняться, – конечно, Джек Николсон. Поэтому диалоги между ними, в другом фильме затянувшие бы картину, в этой ленте – преинтереснейшее зрелище. ДиКаприо порой даже переигрывает Николсона, чьи мимические маски мы знаем уже почти 40 лет. Другими словами, мы теперь можем с определенной долей уверенности сказать, что тройка молодых Питт-Депп-ДиКаприо вполне может прийти на достойную смену, соответственно, Брандо-Пачино-ДеНиро (или еще кого, список можно продолжить). Других пока нет, не родились.
Колин изначально двуличен. Заходя в своей работе под прикрытием все дальше, проникая в роль гангстера, подсаживаясь на антидепрессанты, он, сыгранный ДиКаприо, буквально звереет на глазах. Мэтт Дэймон, конечно, тоже хороший актер, но его развитие в процессе фильма – это, скорее, уход в роль Джейсона Борна.
Они не лгуны, они отступники («departed» в буквальном переводе с английского – это и вовсе "покойники", что применительно к сюжетной составляющей, особенно к концовке, чистая правда). Недаром, персонаж Мэтта Дэймона, в детстве помогавший в церкви, выбирает себе квартиру с видом на золоченый купол храма. Герой ДиКаприо, сначала собиравшийся заработать денег на могилу матери, к концу забывает не только о мотиве, но и обо всех нормах морали.
От морали, конечно, Скорсезе не удержался. Сказав, что в этом городе «все – крысы», показав в финальном кадре крысу на фоне того же храма, он хоть и сломал драйв, но остался верен себе: хороший режиссер без нравоучений никак.