"Новое британское кино" показывает Англию во всем ее многообразии
Цель фестиваля «Новое британское кино», который проходит уже в 8-й раз, - показать посредством киноиндустрии, что представляет из себя современная Великобритания. Можно сказать, что картина складывается более чем достойная. Однако, несмотря на жанровое разнообразие, две ленты – "Это Англия" и "Жить вечно" представляют собой наиболее наглядный взгляд на Британию изнутри. Причем ни тот, ни другой фильм не пытаеются ткнуть, как указкой, пальцем в карту и сказать: "Вот где мы и вот такие мы". Одна картина показывает Англию начала 80-х, другая – это документальный фильм о музыке 90-х.
«Это - Англия / This Is England» Шейна Медоуза, наверное, самая ценная картина фестиваля, если судить по количеству собранных наград. 1983 год, времена войны за Фолклендские острова, захолустный городок, в котором живет 12-летний Шон (Томас Тургуз). У него только-только начались летние каникулы, на которых он, наконец-то, отдохнет от придирок старших школьников, но в первый же день мальчик знакомится со скинхедами, которые на поверку оказываются очень симпатичными ребятами.
Для них «скинхед» – это игра, ролевая модель, что позволяет им оттягиваться, круша старые дома (это они называют "охотой"), курить травку, пить и веселиться вовсю. Но игра заканчивается, когда появляется отсидевший срок Комбо (Стивен Грэм, известный по "Большому кушу" и "Бандам Нью-Йорка"). Для него членство в "Национальном фронте" не игрушки, и он действительно борется за то, чтобы очистить Англию от приезжих пакистанцев. Обладая великолепной харизмой, Комбо как бы заменяет Шону отца, погибшего в Фолклендской войне.
Фраза «Это – Англия» впрямую употребляется не в связи с режимом премьера Маргарет Тэтчер или фашиствующими британцами. Комбо в одном из своих пламенных монологов-речей говорит, показывая на свою голову и сердце: "Вот где Англия! Это - Англия!", имея в виду, что Англия должна жить у каждого внутри, а не снаружи, что дает право считать "понаехавших" врагами нации. Потрясающая актерская работа Стивена Грэма заставляет не только персонажей фильма, но и самого зрителя, порой на самом деле верить Комбо.
Просто, без особых приукрашиваний снятая «Это – Англия» со вставками документальной хроники и с отличными актерами, среди которых подросток Томас Тургуз является настоящим бриллиантом, бьет зрителя наотмашь, не давая расслабиться ни на секунду, и показывает, откуда есть пошла современная Британия. Или, в зависимости от настроения, - где Англия зарыта.
Любопытная ситуация сложилась на показе документального фильма «Live Forever» Джона Дауэра. Переводить название ("Жить вечно") не стоит, потому что имя картине дала строчка из песни группы Oasis. Сквозь призму творчества Oasis – от первого альбома "Definitely Maybe" до третьего "Be Here Now" исследуется не просто культура брит-попа, самого заметного музыкального явления 90-х, но и социальные процессы, происходившие в Британии в те годы. Фильм о том, как музыка влияет на историю и как внешние политические изменения влияют на внутренние культурные течения. Два часа документальных съемок сложно выдержать даже подготовленному зрителю, но когда рассказчиками выступают лидеры таких групп, как Blur, Pulp, Massive Attack, сами Oasis и многие другие, это становится чем-то похожим на культовое поклонение. Впрочем, почему "похожим"? Именно на премьерном показе, произошедшем уже за полночь, набитый битком зал кинотеатра "35 ММ" хором подпевал, встречал овациями появление на экране каждого культового персонажа 90-х, будь то концептуалист Дэмьен Хёрст, модель Наоми Кэмпбелл или актер Юэн МакГрегор, и от души смеялся над довольно потешными интервью Дэймона Алборна и Лиама Галлахера.
Впрочем, фильм «Live Forever» вовсе не весел. Это история о том, как великая Британия, которая, по выражению одного из героев фильма, "в восьмидесятых была мертва", после тотального ига культурного пространства американскими ценностями, после смерти Кёрта Кобейна, лидера группы Nirvana, заполнила собой опустевшую нишу, сделав английский рок главным направлением мирового искусства, а брит-поп – основным музыкальным стилем. И о том, как брит-поп сошел на нет после превращения в политическую игру и коммерческую интригу: крушение надежд, фиаско свободы и бесплодные попытки вернуть ушедшую славу. Грустный итог фильма вершит рассказ Ноэла Галлахера о встрече с детской поп-группой S Club 7 и создателем шоу "Pop Idol" (русский вариант – "Фабрика звезд"), как телешоу убило целую культуру свободомыслящих людей. "Хореографы правят миром", - печально говорит Ноэл под титры с развеселой песенкой S Club 7.
Для разнообразия – костюмная драма «Джейн Остин / Becoming Jane» Джуллиана Джаррольда. Том Лефрой (Джеймс МакЭвой, который играет в еще одном фильме нынешнего фестиваля "Попасть в десятку") – молодой повеса, ведущий настолько разудалую жизнь в Лондоне конца XVIII века, что его суровый дядя, главный судья Британии, ссылает его в глухую деревню, где живут одни из его многочисленных родственников, семейство Остин. Среди них – девушка Джейн (Энн Хэттэуэй), не имеющая такого богатого жизненного опыта, как у беспечного Лефроя, да еще и мечтающая стать писательницей, что в те времена считалось делом дурным и пошлым. Вся семья Остин желает выдать её замуж за богатого соседа, если бы не эмансипированность и строптивый нрав Джейн. Понятно, что появившийся в этом захолустье как из ниоткуда столичный кутила и сноб Лефрой пытается нагло, но безуспешно соблазнить Джейн, однако всё заходит слишком далеко и за влюбленностью следует куда большее взаимное чувство - но несколько равноуважаемых семей решительно против их брака.
«Джейн Остин» - это, конечно, типичный байопик, с шуточками и ироничными хлесткими диалогами, которых к финалу становится, по традиции жанра, всё меньше. Неизвестно, была ли такая история на самом деле (авторы фильма утверждают, что была), дословный перевод названия фильма многое объясняет. Фильм не о том, как Джейн Остин стала известнейшей писательницей и автором "Гордости и предубеждения", а о том, как Остин приобрела нелегкий жизненный опыт перед тем, как стать известнейшей романисткой. И, кстати, так и не вышла замуж до самой смерти.
О том, что английская актерская школа – одна из величайших в мире, может доказать фильм «Венера / Venus» режиссера Роджера Митчелла. "Венера" рассказывает одну из самых простых историй на свете: старик Морис (Питер O’Тул), готовящийся вот-вот умереть, влюбляется в юную внучатую племянницу своего друга, такого же старика, как и он. Различие между стариками только в одном: Морис до сих пор еще востребованный актер, остальные – нет, скорее, ностальгирующие и выбывшие из артистической элиты. Различие между Морисом и девушкой, которую он называет Венерой, в возрасте и, как следствие, во всем, отсюда вытекающем. Он читает ей Шекспира, она – строки из песен Кайли Миноуг. Он водит её по музеям, она – по клубам. Но постепенно, как можно ожидать, они становятся все ближе друг к другу. Главная прелесть "Венеры" не в истории (хотя, сценарий блистает филигранными диалогами), а в актерах. За роль Мориса О’Тул не зря был номинирован на "Оскар" в восьмой раз (и еще около десятка премий), то же само касается и исполнителя роли его друга Лесли Филипса, и Ванессы Редгрейв, исполнившей роль его бывшей жены.
Фестиваль «Новое британское кино» завершится 10 октября, и впереди зрителя ждут еще несколько фильмов, которые могут принести настоящее удовольствие как для киноманов, так и для простого зрителя.