Знаменитый русский оркестр "Боян" может оказаться на улице
На концерт, который в любое время собирает толпы людей, и на этот раз пришло около 400 человек. В основном это были люди пенсионного возраста, так как молодежь лишь понаслышке знает о знаменитом русском оркестре, созданном в 1968 году и не имеющем аналогов ни в России, ни за рубежом.
«Многие наши постоянные зрители, слушатели, поклонники подходят ко мне и говорят: мы ждем вашего концерта как праздника, - заявил в начале выступления Анатолий Полетаев. – И для нас это праздник – праздник встречи с теми, кто в плохую погоду или трудную минуту предпочитают придти к нам на концерт. А мы всегда готовы создать атмосферу чистой души, атмосферу музыки. Славянской музыки, которая очищает душу».
Анатолий Иванович - создатель и на протяжении многих лет бессменный руководитель оркестра «Боян», равно как и Центра славянской музыки. Оркестр становится лауреатом Первого молодежного фестиваля народной музыки в Москве (1969 г.), X Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (1973 г.). В 1982 г. "Бояну" присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола.
«Боян» исполняет произведения Глинки и Балакирева, Мусоргского и Чайковского, Глазунова и Рахманинова, Сметаны и Дворжака, Свиридова и Овчинникова, Холминова и Будашкина, Куликова и Чайкина, а также обработки песен и танцев народов России. В репертуаре оркестра и произведения Анатолия Полетаева. Большинство инструментовок и обработок, исполняемых оркестром произведений, сделаны Анатолием Полетаевым и составляют основной фонд концертного репертуара.
По мнению многих заслуженных деятелей искусства и культуры, оркестр Полетаева является достижением современной русской культуры конца 20-го века, а виртуозное мастерство выдающегося дирижера и автора аранжировок подкрепляется артистизмом, темпераментом и высоким профессионализмом всех участников коллектива и солистов.
Но у прославленного коллектива возникли крупные проблемы, одна из которых - намерение чиновников изгнать «Боян» из здания в центре Москвы без предоставления аналогичного помещения, несмотря на указание президента России Владимира Путина, ходатайства Общественной палаты РФ и участников Второго Собора славянских народов Белоруссии, России и Украины.
Оркестр могут выгнать на улицу не только с инструментами, но и с бухгалтерией, и со всем делопроизводством. По отношению к «Бояну» была применена процедура искусственного банкротства, официально - за неуплату арендных платежей.
Во многом, по вине «Москомимущества», считает Полетаев. Ожидалось, что утром 14 сентября судебные приставы выселят оркестр. Но на тот момент уже было принято решение Высшего арбитражного суда о приостановлении исполнительного производства. Партия "Народная Воля", Союз русского народа, движение "Народный Собор" и местные жители - все, кому не безразлична судьба оркестра, вышли на его защиту и одержали небольшую победу: не допустили захвата здания.
«Я не знаю, чем закончится этот кризис, но, по крайней мере, у нас нет уверенности в том, что сегодняшний концерт не последний, - заявил Анатолий Полетаев. – Оркестр будет существовать в любом случае, потому что указания Владимира Путина ослушаться вряд ли кто сможет. Но по поводу зала он ничего не сказал. И если это последний концерт, я хотел бы, чтобы он был памятным для нас».
Полетаевым блестяще реализована идея современного малого русского симфонического оркестра с сохранением группы народных инструментов. В репертуаре - сотни шедевров русской классической музыки. Одним из таких шедевров, в первый раз исполненных «Бояном», стало произведение советского композитора Николая Будашкина "Сказ о Байкале".
«Байкал для меня – огромный символ нашей страны, - говорит Анатолий Иванович. – В таких символах мы нуждаемся даже больше, чем раньше».
Вторым номером программы стал уже полюбившийся зрителям концерт Будашкина, предназначенный для домры, но исполненный на ксилофоне. Солировала студентка Университета культуры Екатерина Быканова. Зал рукоплескал молодому виртуозу, у многих женщин, восхищенно смотревших на солистку, на глазах были слезы.
«Жаль, что она не сыграла на бис, - сожалеет один из зрителей. – У "Бояна», конечно, любой номер поражает своей силой, но мне доставляет удовольствие слушать именно это произведение".
Восхищение у зрителей не исчезло и потом, когда на сцену вышел лауреат международных конкурсов Николай Крылов (бас). В его исполнении зрители услышали три фрагмента из цикла вокальных произведений «Русь святая», куплеты Мефистофеля (из оперы "Фауст"), "Песню о блохе" Мусоргского.
Когда же на сцену поднялась, словно лебедушка, лауреат международных конкурсов Наталья Ермакова, по залу пронесся тихий гул.
«Вот она, вот она, идет», - шептались зрители, отслеживая буквально каждый шаг знаменитой певицы, поразившей своим сопрано при исполнении песен "Отставала лебедушка", "Над полями да над чистыми", "Как по лужку травка", "Фонтану Бахчисарайского дворца" и др.
А «Прощание Славянки» в исполнении заслуженной артистки России Галины Кулюкиной зал слушал стоя.
«Концерт потрясающий, - делится впечатлениями жительница Таганки Людмила Юлиановна. – Это отдушина в нашей жизни. Но надо было сюда пригласить телевидение. Чтобы чиновникам было стыдно!»
Борьба за «Боян» еще не закончена. Организована инициативная группа, собрано около 1000 голосов в поддержку оркестра. В ближайшие дни планируется проведение митингов.
Ссылки по теме:
Оркестр «Боян» будет радовать православных до конца сентября
Чиновники выбрасывают оркестр «Боян» на улицу, несмотря на решение Путина
Владимир Путин пообещал сохранить русский оркестр «Боян»
Министр культуры России забыл о национальном достоянии
Собор славянских народов попросил Владимира Путина защитить оркестр «Боян»
Анатолий Полетаев: То, что делают с оркестром «Боян» - геноцид культуры
Московский форум «Народного Собора»: патриоты встали на защиту православия
Защита русской культуры: проблемы есть, перспективы будут