Фотомастер Антон Корбайн: Что и кого снимать, мне подсказывает сердце
В Москву приехал Антон Корбайн - знаменитейший фотохудожник современности, во всяком случае, в той части культурного пространства, именуемой «популярной». Его имя известно многим - по фото групп U2, Depeche Mode, R.E.M, Nirvana, Roxette и многих других поп-икон последних 20-30 лет.
Совершенно понятно, что приезд этого популярного человека в Москву вызвал ажиотаж как среди журналистов, так и среди околомузыкальной тусовки. Тем более, что он приехал не только с выставкой, названной "Четыре измерения Антона Корбайна", но и со своим дебютным фильмом "Контроль", повествующим о жизни и смерти музыканта Joy Division Иена Кёртиса и уже набравшим ворох наград, включая и приз в Каннах.
Потому весь четверг публика металась между московским кинотеатром "35 мм", где проходила премьера "Контроля", и Московским музеем современного искусства, где презентовалась фотовыставка Корбайна.
Несмотря на то, что официально экспозиция открылась только в пятницу, а фильм выйдет в прокат 27 марта, фотохудожник, клипмейкер, иллюстратор и теперь кинематографист Антон Корбайн решил побеседовать с журналистами накануне.
- Я привез в Москву не все, конечно, свои фотографии. Здесь всего сто отпечатков. Все выставки разные, все помещения - тоже, и вот я подумал, что здесь, в этих залах (Московский музей современного искусства – Прим. АНН) лучше всего будут размещены именно сто работ.
Внешне всё выглядит так: вы заходите в комнату и видите перед собой только белую стену, а по бокам – большие снимки. Все остальное – в коридорах на стенах.
Выставка выстроена в хронологическом порядке - с середины 70-х по XXI век. Экспозиция – о моем развитии, о том, как я выстраивал свои ощущения, как менялся мой взгляд на мир. Снимки по-разному отпечатаны, выполнены в разных стилях. С одной стороны, технические изменения влияют на визуальность, с другой – это мои периоды, разные времена.
Фототехника – это долгоиграющий инструмент. На самом деле, эффект от фотографии может дольше длиться, чем впечатление от музыкального фильма.
- Ваш последний цикл – это цикл автопортретов, в которых вы выступаете то как Элвис Пресли, то как Боб Марли…
- Серия этих автопортретов позволила мне решить несколько задач. Одна из причин, почему я сделал серию этих автопортретов, заключается в том, что я уже, к сожалению, никогда не могу снять этих людей. Тем более, что это не "я" и не "Боб Марли", это можно назвать как "некий Марли", "некий Леннон". Это одно из изображений предполагаемых героев.
И потом, у меня тогда был кризис среднего возраста, я захотел заняться чем-то иным, и решил вернуться к истокам, к своей платформе, и этот проект делал у себя на родине, в отчем доме. Вот так совместилась моя страсть к музыке и интерес к жизни. Таким образом, я замкнул круг, закрыл эту тему.
- Как случилось, что вы сняли фильм "Контроль"?
- Я много что делал в своей жизни: занимался фотографией, снимал музыкальные клипы… И понимал, что если начать снимать кино, то надо отказаться от всего и потратить достаточное количество времени только для этого.
Я несколько лет перечитывал сценарий "Контроля", но мне мешала приступить к его осуществлению мысль, что у меня нет кинематографического образования. Но потом я подумал, что, может быть, мне поможет то, что я когда-то переехал из Голландии в Англию без особого опыта работы как фотографа, и эта личная вовлеченность в этот вопрос искупит недостаток технических знаний.
- После кино можно ли ожидать от вас еще какой-то новой ипостаси?
- Сейчас я работаю над следующим фильмом. Он будет цветным и не о музыке ("Контроль" - черно-белый фильм – Прим. АНН).
- Вы много снимаете музыкантов. Насколько трудно находить с ними контакт?
- Музыка всегда увлекала меня с самого начала, и поэтому очень логичным образом я начал с неё. Мне повезло работать со многими известными людьми, из-за этого складывается превратное впечатление о том, над чем я работаю. Я познакомился со многими моими персонажами еще в середине 70-х, это только потом они стали знаменитыми, но вначале это был очень органичный процесс общения.
Первые снимки – местной группы Rocking Tigers. Я очень волновался, когда работал с ними. Сейчас эту группу никто и не знает. Конечно, тогда я мечтал о том, чтобы фотографировать The Rolling Stones, но с удовольствием фотографировал местную команду.
Потом круг общения расширился, и, как вы можете увидеть на выставке, я начал фотографировать актеров, режиссеров.
А насчет того, трудно ли мне подбираться к музыкантам: думаю, что мне проще потому, что я действую без группы технической поддержки. Всегда хожу один - и со мной только маленький фотоаппарат.
- Как вы выбираете своих героев?
- Я всегда следую своему сердцу, если мне неинтересно – я не снимаю.