Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Петя по дороге в царствие небесное" понравился всем, как гривенник


Как уже известно, фильм Николая Досталя "Петя по дороге в царствие небесное" получил в минувшее воскресенье главную награду на 31 Московском международном кинофестивале, как лучший фильм. Это не вызвало ни удивления, ни радости, ни расстройства. На прошедшем ММКФ  победа Досталя была до банальности очевидной.

"Петя по дороге в царствие небесное" сделан настолько правильно, что некоторые критики скрипели зубами от злости: нельзя же так нещадно эксплуатировать каноны кинематографии. Есть временной участок, который всем нравится, - 1953 год. Помимо исторически приятного фона, связанного со смертью вождя, с этим временем у зрителя ассоциативно связаны многие хорошие фильмы, перечислять которые не стоит. Есть рабочий посёлок Кандалакша, рядом с которым не только строят гидроэлектростанцию, но и поселение для зэков. Помимо такого приятного для фантазии расположения места действия, зритель может ожидать безусловного хитросплетения судеб, характерного для маленьких городков.

И есть Петя. Петя (Егор Павлов) - местный идиот. Форест Гамп пополам с Наполеоном Динамитом, только по-русски. Всё, что он делает, - жизнерадостное идиотство чистой воды. Он ходит с полосатой палкой, представляясь: "Инспектор Петя". Выстроил из сугроба мавзолей, забираясь на который, отдаёт честь проходящим мимо колоннам зэков. Или полез котёл досматривать и руку обварил. Или строго спрашивает, составлен ли документ, по которому ему положен наган.

Наган ему, разумеется, не положен, но ему дают деревянный, чтобы кобура не пустовала. Или, услышав по радио о смерти Сталина, бросается искать знамя и траурную чёрную ленту

Он настолько гармонично вписывается в окружающий фон, что все потакают ему - не менее по-идиотски. Как бы подмигивая друг другу: мол, чудак этот Петя, надо бы подыграть, веселее будет. То есть не издеваются, а добренько так улыбаются. Это тоже зрителю очень симпатично.

И вообще все вокруг добрые и хорошие. Главный гэбист Богуславский (Роман Мадянов) – и тот не страшный, а какой-то даже смешной. У него роковая красавица жена (Светлана Тимофеева-Летуновская), которая работает в местной клинике и, как водится, вовсе не прочь, тем более, что в той же больнице работает симпатичный еврей (Евгений Редько).

Местные жители весело и забавно во внерабочее время прут колючую проволоку с забора лагеря заключённых. Заключённые очень мило сбегают, а охранники даже выстрелить сразу не могут: штык винтовки смешно втыкается в верхнюю перегородку наблюдательной вышки.

Конечно, зрителю за всем этим забавно наблюдать. Приятно же, когда "сотрудник ГАИ" - настоящий идиот. Здорово же, что охранники и солдаты – придурки. Смешно же, что полковник КГБ не может не только за своей епархией уследить, но и за собственной женой. Тут и гидроэлектростанция строится успешно: без особых жертв и подлых работников. Просто "Старые песни о главном" какие-то.

И погибнет Петя так по-идиотски, что действие тут же сворачивается, бросив жителей Кандалакши прямо посередине их мелочных интриг: и так понятно, что ничем достойным внимания тут не закончится.

Досталь может снимать буквально всё. В его фильмографии - и кооперативная пошлятина "Маленький гигант большого секса" имеется, и фестивальный "Коля – Перекати Поле", и телехит "Гражданин начальник", и серьёзный сериал "Штрафбат". Так что снять простой понятный всем фильм, который понравился бы и зрителю, и жюри ММКФ, для него – сущий пустяк. Тем более, что русское кино в нынешнем московском киносмотре было традиционно плохо.

Но что особенно забавно, что плохо оно было не на фоне всей конкурсной программы, а именно на фоне всего кинофестиваля. То есть сам-то 31 ММКФ был хорош, если ходить не на российские кинокартины, вызывающие нездоровый и не поддающийся человеческой логике интерес, а на программы, в которых показывали неконкурсные ленты. Это традиционно шикарные документалки в программе "Свободная мысль", в которой можно было увидеть и оскаровского номинанта "Встречи на краю света", и каннского "Тайсона", и рекордсмена по призам "Человека на проволоке". Это набитые битком залы на скандально известном "Антихристе" фон Триера, на победителе последних Канн "Белая лента" Михаэля Ханеке, на "Изумительном" Паоло Соррентино... На многом можно было получить удовольствие, кроме конкурса.

Так, Карен Шахназаров, вероятно, хотел показать актуальность чеховской "Палаты №6", не только перенеся её в современность, но и сняв историю как мокьюментари. Идея похвальная, только жаль, что при этом он, кажется, вместо того, чтобы посмотреть, как это делают западные корифеи жанра псевдокументалистики, пересматривал свои собственные старые фильмы. То, что Владимир Ильин, сыгравший Рагина, получил актёрский приз, - совсем не удивительно. Лучших артистических работ в конкурсе не наблюдалось. Или Александр Прошкин, ранее отличавшийся последовательностью изложения и здравым линейным подходом к нарративу, вдруг снял киноальманах "Чудо", бросающийся то в религиозную проблематику, то в водевиль, то в мелодраму.

Поэтому "Петя по дороге в царствие небесное" - это до обидного понятный и ясный фильм, который будто специально вставили в конкурс только для  единственной задачи - взять главный приз так, чтобы никто не удивлялся и не негодовал. Ну вот, мы не удивляемся и не негодуем.

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz