До завершения фестиваля на Набережной Круазетт осталось несколько дней, и многие уже составляют список возможных претендентов на главный приз – «Золотую пальмовую ветвь». Согласно неофициальному опросу, проведенному среди ведущих кинокритиков и журналистов, аккредитованных на фестивале, тройка фильмов-лидеров выглядит следующим образом: "Нет страны для стариков / No Country for Old Men" братьев Коэн, "Параноид Парк / Paranoid Park" Гаса Ван Сента и лента румынского режиссера Кристиана Мунгиу "Четыре месяца, три недели и два дня / 4 months, 3 weeks and 2 days".
Есть, конечно, и иные мнения: мол, братья Коэны, хоть и вернулись к своей коронной ипостаси, черному триллеру, но все это уж слишком для них вторично: труп, героин, 2 миллиона долларов. Или «Параноид Парк», бесспорно, мрачен и суров, но после "Слона" и "Последних дней" это вовсе не сюрприз от знаменитого американского режиссера. А лента Мунгиу о подпольных абортах в 80-е годы страдает от всех постсоциалистических комплексов.
Но после показа «Доказательства смерти / Death Proof» Квентина Тарантино ситуация изменилась: фильм, жестоко провалившийся в Америке, в Европе понравился абсолютно всем: и критикам, и зрителям. Это неслыханная наглость: снять фильм с якобы перепутанными бобинами в киноаппарате, дергающейся камерой и рваной пожеванной пленкой, да еще и о маньяке-каскадере! Зрители сразу поставили его в число своих фаворитов в ряду с "Зодиаком" Дэвида Финчера и теми же братьями Коэнами (оно и понятно, в "Нет страны…" всё соответствует своеобразному юмору Коэнов: когда Хавьер Бардем в главной роли психопата, убившего несколько десятков людей, появился на экране со стрижкой каре, зал захохотал и устроил шумную овацию).
Картина российского режиссера «Изгнание», несмотря на благосклонное отношение к стилю Звягинцева, пока ни в каких рейтингах не присутствует. Как пишут издания, российский фильм с точки зрения философско-психологического ряда "слишком сложен", сама картина "претенциозна", а Звягинцев замахнулся на титул "нового Андрея" (имеется в виду Андрей Тарковский).
Среди внеконкурсной программы много разговоров (но не споров) вызывают документальные ленты. Во-первых, это картина «Sicko» Майкла Мура, каннского лауреата за "Фаренгейт 9/11", еще до показа претендовавшая на зрительский интерес. На этот раз скандальный режиссер критикует американскую систему здравоохранения, страхования и, видимо, по привычке, правительство Буша. Во-вторых, все говорят об "Одиннадцатом часе / 11th Hour" в первую очередь из-за имени автора сценария ленты, продюсера и ведущего, Леонардо ди Каприо, и только потом из-за тематики - загрязнении окружающей среды. Рекламный лозунг фильма - "Мы изменили мир. Навсегда", а сам фильм является как бы второй серией сверхуспешной "Неудобной правды" Эла Гора. Как пишут таблоиды, появившийся в Каннах актер опять заметно растолстел, к тому же он был в очень плохом настроении из-за потери багажа в аэропорту.
Но мнение о программе документальных лент может кардинально измениться, когда, как выяснилось накануне, в эту субботу (с пометкой «возможно») будет показан фильм российского режиссера Андрея Некрасова "Бунт. Дело Литвиненко". Картина основана на интервью с бывшим офицером ФСБ, включает в себя также беседы с Борисом Березовским и Андреем Луговым и не была заранее анонсирована отборочной комиссией из-за её противоречивого содержания.
Что же касается внеконкурсных художественных лент, то большой популярностью пользуется картина «Контроль / Control» Антона Корбиина о покончившем с собой в 1980 году лидере группы Joy Division Йене Кертисе. Очень многие критики также упоминают "Могучее сердце / A Mighty Heart" британского режиссера Майкла Винтерботтома с Анджелиной Джоли в главной роли. Говорят, что это лучшая роль знаменитой актрисы. Картина рассказывает об американском журналисте - руководителе бюро Wall Street Journal в Южной Азии Дэниеле Перле, похищенном и казненном пакистанскими исламистами в 2002 году. В качестве одного из продюсеров фильма выступает и муж Анджелины, Брэд Питт. Он появился на Круазетт вместе с женой не столько, чтобы представить свою продюсерскую работу, сколько для участия в премьере третьей части об элегантном грабителе Оушене и его, на этот раз тринадцати, друзьях от режиссера Стивена Содерберга.
Но, пожалуй, наибольшим успехом пользуется лента, которая не входит ни в конкурсную, ни во внеконкурсную программу, а является своеобразным подарком к 60-тилетию фестиваля. Это «Каждому свое кино / To Each His Own Cinema» , снятый 33-мя каннскими лауреатами разных лет. Это 33 трехминутные миниатюры от таких режиссеров, как Вим Вендерс, Гас Ван Сент, Такеси Китано, Роман Полански, Кен Лоач, Ларс фон Триер, Вонг Кар-Вай, Чжан Имоу, Маноэль де Оливейра (ему скоро исполнится 100 лет!), Аки Каурисмяки, братья Коэны, братья Дарденны, а также Андрей Кончаловский, и представляют собой вариации на тему кинопросмотров. Продюсером ленты выступил сам президент фестиваля Жиль Жакоб. Ни один из авторов альманаха не знал, о чем снимают коллеги. Поэтому сразу в нескольких короткометражках есть слепые зрители, есть мелкие воры, есть провинциальные обшарпанные кинозалы. Почти все создатели фильма "Каждому свое кино" прибыли на фестиваль, прошли по красной дорожке и позировали для групповой фотографии, а банкет, посвященный фильму, был накрыт на 800 персон.
С этой же картиной связан и первый скандал фестиваля: приехавший на пресс-конференцию по случаю премьеры альманаха Роман Полански «закосил» под Филиппа Киркорова, внезапно рассердившись и сказав, что не собирается отвечать на "дурацкие вопросы", после чего демонстративно покинул зал.
Также среди светских скандалов:
- опоздание на 45 минут на красную дорожку (что неслыханно) да еще и не во фраках, зато с миниконцертом, группы U2;
- дурачившийся перед телекамерами во время опоздания U2 Хавьер Бардем, чьи кривляния показывали на всех огромных экранах;
- опоздание на фотосессию на целый час Памелы Андерсон, за что модель была освистана недовольными фотографами;
- секретный концерт Джастина Тимберлейка по приглашению некоего миллиардера;
- приезд Пэрис Хилтон (видимо последний светский выход миллионерши перед заключением за решетку);
- прибытие к Каннам самой большой яхты в мире саудовского шейха Насера Аль Рашина (4 этажа, вертолетная площадка, длина 108 метров);
- полное игнорирование важнейшего события в культурной жизни Франции её новым президентом Николя Саркози;
- зато прибытие Алена Делона, когда-то пообещавшего, что никогда больше не почтит Канны своим присутствием. Таким образом, актер простил все прошлые обиды (связанные, кстати, с тем, что фестиваль не оплачивает из своего приезд и отъезд звезд). Делон приехал со своей новой подругой, моделью Бьянкой Ди София, и даже заявил, что хотел бы возглавить жюри одного из ближайших Каннских фестивалей.
О том, кому обижаться, а кому ликовать, мир узнает на церемонии закрытия фестиваля, 27 мая.