"Последний дом слева": инструкция по использованию МВ-печи
Выходит новый фильм Уэса Крэйвена «Последний дом слева / The Last House on the Left». И хоть король ужасов в данном случае стал только продюсером фильма, картину снял малоизвестный Дэннис Илиадис, а сама лента – ни что иное как римейк первого фильма Крэйвена, можно ожидать крови, шока, трепета и новые способы убиения хороших и плохих.
Почему-то некоторые считают, что если кто-то не знает, что "Последний дом слева" - это первый фильм Уэса Крэйвена, то вы не достойны и звания "дождевого червя". Ну, да, 99% посетителей кинотеатров и знать не знают, что автор киносериалов "Кошмар на улице Вязов" и "Крик" начал с "Последнего дома…" в 1972 году. Хотя, вот только что прочитали, узнали – и что это меняет? Для полноты картины добавим, что Крэйвен выступил продюсером римейка своей первой картины, который снял в 2009 году Дэннис Илиадис. Тоже малополезная информация, ничего не добавляющая к впечатлению от фильма, который выходит на российские экраны в четверг.
С прелюдией и энциклопедическими знаниями, пожалуй, стоит заканчивать и переходить к фильму, который может показаться подлинным откровением для тех, кто привык к рамкам самого заштампованного жанра, который многие обобщённо называют "фильмы ужасов".
"Последний дом слева" начинается именно со штампов. Семья (папа, мама, дочка) приехали отдохнуть в милый уединенный домик у озера, далёкий ото всех прелестей цивилизации. Отец (Тони Голдуин) – врач, мама (Моника Поттер) не выказывает никаких профессиональных пристрастий, просто приличная интеллигентная хрупкая женщина, подросток Мэри (Сара Пэкстон) – начинающая спортсменка-пловчиха. Ещё имеется в виду, что у Мэри был брат, погибший при исполнении каких-то военных обязанностей, амулет которого Мэри всегда носит при себе. Девушка, конечно, сразу решает, что будет жить не с папой и мамой, а одна в расположенном рядом гостевом домике. Потом ей неймётся поехать на родительской машине к своей подружке Пейдж. Мама волнуется, но разрешает.
Продолжаем собирать стандарты подросткового "ужастика". Мэри и Пейдж встречаются, случайно знакомятся с ровесником, странноватым Джастином (Спенсер Трит Кларк), который предлагает им заехать к нему в мотель и покурить травки. Тут ещё и штормовое предупреждение, и мобильная связь отключилась… Тут ещё оказывается, что Джастин является сыном главаря шайки беглых преступников… Если кто-то решил, что всё понятно, пора вставать и уходить – право, не стоит. Потому что на этом – а это первые минут пятнадцать - стандарты закончатся, и начнётся жесть как она есть.
После того как бандиты берут Мэри и Пейдж в заложники и уезжают на машине, хитрая Мэри решает, что главное спасение – это показать преступникам дорогу, которая бы вела к её родителям, которые только засобирались провести тихий семейный вечерок. Где-то на двадцатой минуте головорезы жестоко убивают Пейдж и насилуют Мэри. Потом добираются до домика родителей Мэри, прикидываются скромными несчастными сбившимися с пути. Папа и мама верят, впускают их переночевать, пока не понимают, что странное исчезновение их дочери – их рук дело, и начинают творить то, что раньше в обычном стандартном триллере делали отрицательные, а не положительные персонажи. В ход идут топоры, гардины, ножи и чуть ли не вилы.
Вы, конечно, не видели "Последнего дома слева" тридцатипятилетней давности. Поэтому вам всё равно, что в 1972 году это был фильм-протест. Собственно, обычному зрителю незачем задаваться вопросом: "Что означает нынешний “Последний дом…”?". Понятно, что это шок и трепет, что по количеству насилия (оправданного) тут всё зашкаливает, несмотря на то что жертв-то не так и много. В какой-нибудь "Годзилле" люди десятками тысяч мрут, но это не приносит в фильм никакого сострадания, только радость и веселье.
Тот же вопрос можно задать и Михаэлю Ханеке, на чьи "Забавные игры" (не важно какого года выпуска) "Последний дом слева" похож практически покадрово, только с точностью до наоборот. Причём, такие устойчивые ассоциации, что на последних кадрах так и ждёшь, что сейчас кого-то скинут в воду.
Возможно, происходящее попросту заставит кого-то заставит думать о проблематике мести, которую надо подавать в любом виде, если это праведная месть. Или о самосохранении, или о семейных ценностях… О чём угодно можно подумать, но зачем же голову-то в микроволновку засовывать?…