"Зимняя эйфория" душит в объятиях и дарит сюрпризы
К третьему дню проведения кинофестиваля «Зимняя эйфория», любимого москвичами, стало еще раз понятно, что этот мини-форум является действительно уникальным с точки зрения плотности хороших и интересных фильмов на единицу экрана. Уже показанные "Семейные тайны" и "Удушье" свидетельствуют не только о вкусе организаторов, но и их умении заинтересовать зрителя.
Долгожданный фильм "Удушье / Choke" Кларка Грегга, открывший "Эйфорию", интригует уже тем, что снят по книге автора "Бойцовского клуба" Чака Паланика. Грегг с самого начала как будто признается в любви к экранизации самого известного романа Паланика. До тех пор пока не появляется Сэм Рокуэлл. Любой фильм с участием этого актера автоматически становится бенефисом Рокуэлла – так и здесь. Его герой, Виктор Манчини, бездельник, формально работающий в историческом музее или, точнее, историческом реконструкторе. Но мысли его заняты только одним – сексом. Он ходит в сообщества одержимых сексом, но, скорее, не чтобы избавиться от навязчивых мыслей, а совсем наоборот.
"Удушье" как метафора, которую время от времени буквально воспроизводит Манчини, здесь во всем: в его окружении, в работе, в матери, лежащей в психиатрической клинике, в том, что единственная женщина, которая ему по-настоящему нравится, не та, за кого себя выдает. Но главное отличие "Удушья" от "Клуба" - при всем серьезном к нему отношении, это очень смешной фильм. То есть потенциальный зрительский хит.
Французская лента "Семейные тайны / Un secret" Клода Миллера более проста в аспекте наслоения культурных слоев и подтекстов, снята по роману Филиппа Гимберта, но куда сложнее "Удушья" во временных рамках. Действие происходит сразу в нескольких эпизодах XX века. В современности Франсуа (Матьё Амальрик) узнает о депрессии своего отца и едет навестить его. В дороге он вспоминает свое детство, пришедшееся на послевоенные дни, о своей прекрасной семье, прекрасной подруге семьи, чуть ли не заменяющую ему мать, о своих выдумках, о якобы существующем брате. И еще он вспоминает о том, как он, будучи подростком, узнал всю правду о семье.
Оказывается, что в его семье все было не так радужно во время гонений на евреев. Что у него могла быть и другая мать, что мог быть и брат, что жизнь могла сложиться по-другому. Он находит ответ, почему его отец так злиться на него из-за нежелания Филиппа заниматься физкультурой, почему все избегают разговоров о евреях и еврейской проблеме. Он узнает окончательно всю правду, только став взрослым человеком.
Это далеко не все приятные моменты нынешней "Эйфории". Кстати, есть и самый настоящий сюрприз – это незапланированный показ фильма "Дорога перемен", который состоится 19 декабря в 23.00 в кинотеатре "Ролан". Эта картина интересна не только тем, что номинирована во многих номинациях на премию "Золотой глобус" и, скорее всего, станет претендентом на "Оскар", но и тем, что в ней впервые со времён "Титаника" главные роли сыграли Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо.