"Железный человек – 2": Гвозди бы делать из этих людей!
В жанре фильмов-комиксов уже не передел и не революция, а констатация факта: всё больше картин, развеивающих миф о том, что комикс – это просто брутальные мужчины в трико и супергерои со сверхспособностями. Всё больше лент, подтверждающих, что комикс – это мысль, облачённая в картинки (в нынешнем случае – в железо, со скрытой усмешкой). "Железный человек - 2 / Iron Man 2" Джона Фавро идёт в кинотеатрах с четверга.
Продолжение "Железного человека", вышедшее спустя два года после запуска кинофраншизы, - это не просто кинокомикс. Это и едкая сатира, и комедия, и финансовый отчёт, и феминистический манифест. Это ещё и диагноз: политическому мировому укладу, милитаристической системе, человеческому устройству.
Всё, что захочет увидеть любой зритель от летнего фильма, - всё во втором "Айронмэне". Хочешь саркастичный юмор Роберта Дауни – пожалуйста. Хочешь Скарлетт Йоханссон в обтягивающем латексе – вот она. Качественные спецэффекты – на месте (над ними трудились в лукасовской ILM). Микки Рурк, пьющий "Русский стандарт" "из горла", – тоже есть. Юридические процессы в Вашингтоне – вот, будто в "Крёстном отце". И даже AC/DC в качестве базового саундтрека присутствуют.
По чести сказать, уже первый "Железный человек" был пиром духа. Уже после него было понятно, что фильм, в котором Роберт Дауни-младший играет гения-учёного Тони Старка, продающего созданное им оружие воюющим в Афганистане американцам, просто обречён на успех. И никакой сиквел его не сможет испортить, даже если его снимет вгиковский студент.
Однако, в переправе лошадей менять не стали и оставили в качестве режиссёра создателя первой части Джона Фавро – и без того прекрасного комика, а в случае с "Айронмэном" он доказывает, что это крепкий кинематографист, знающий, где драматизм напустить, где юмору добавить, а где заставить зрителей ахать от спецэффектов.
Фавро и сам ничего менять не стал. Лишь добавил героев одного лучше прежнего: Сэм Рокуэлл сыграл алчного конкурента "Stark Ind." Джастина Хаммера, двойного агента исполнила Скарлетт Йоханссон. Украшение стола – Микки Рурк в роли русского изобретателя Ивана Ванко.
В остальном, дело обстоит так. Сумасбродный циничный самовлюблённый миллиардер и инженер Тони Старк устроил годичную выставку "Старк Экспо", на открытие которой прилетает в знакомом уже публике костюме "Железного человека", где устраивает презентацию, перед которой даже Стив Джобс показался бы жалким менеджером. "Я успешно приватизировал весь мир и мир во всём мире", - без тени сомнения и скромности громко заявляет Старк.
Тут и Хаммер, притворяющийся другом Старка, но втайне завидующий ему и мечтающий создать "Айронмэна" во сто крат сильнее старковского. Кроме того, отличие от Тони, заявляющего в суде, что его машина не является оружием, Хаммер собирается соорудить целую военизированную армию.
Хаммеру поможет немногословный Иван Ванко, отсидевший в тюрьме "на Урале" 20 лет и имеющий свой зуб на Старка ("Спасибо, мужик", - скажет он, покупая поддельный загранпаспорт). Иван появится на гонках в Монако, вооружённый почти тем же зарядом, что и в груди у Старка, плюс адские плётки, которые все уже видели в трейлере.
На личном фронте, с одной стороны, всё по-прежнему: Пеппер (Гвинет Пэлтроу) всё так же нудит над Старком по поводу его безмятежности. Чтобы она меньше мешала ему работать, он повышает её с секретарши до гендиректора "Старк Индастриз". Впрочем, с другой стороны, Пеппер подозревает, что у Тони не всё гладко, и правильно делает: Старк скрывает ото всех, что ему грозит скорая смерть от облучения, получаемого им от мотора в груди. Тони занимается созданием нового химического элемента, который бы исправил положение. Он пьёт пуще прежнего и устраивает маленькие стихийные бедствие, из-за чего ему придётся даже поссориться с лучшим другом (Дон Чиддл).
То есть, всё, как в первом "Железном человеке", но – лучше, больше, смешнее. Тут бы и пора пожурить фильм хоть за что-нибудь, но… не за что. Да, это фильм, открывающий летний сезон блокбастеров, а, значит, лишённый претензий на глубокомысленность. Скорее, наоборот, мы имеем дело с серьёзным фильмом, замаскированным под весёлый и бодрый комикс.
Да и, в конце-то концов, разве можно ругать фильм, в котором покрытый наколками Микки Рурк в какой-то хрущёвке в центре Москвы пьёт водку вместе с попугаем?