Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






К 200-летию Н.В. Гоголя Владимир Бортко снял фильм "Тарас Бульба"


На экраны России 2 апреля выходит новый фильм режиссера Владимира Бортко «Тарас Бульба», снятый по одноименной повести Николая Гоголя. Фильм заявлен как самый масштабный кинопроект 2009 года, названного ЮНЕСКО годом Николая Гоголя. 1 апреля исполняется 200 лет со дня рождения великого писателя. 

Фильм снимали три года в восьми местах - Санкт- Петербурге, Каменец-Подольском, Хотине, Аскании Нова, Крыму, Киеве, Запорожье и Вроцлаве. "В съемках в некоторых сценах принимали участие примерно тысяча человек массовки, 150 лошадей и 100 каскадеров. Можно себе представить, какая это была, мягко говоря, непростая история, - сказал режиссер фильма Владимир Бортко. - И снимался фильм 9 месяцев - это то время, пока съемки шли непрерывно. Соответствующим образом шла работа и до, и после этого. Писался сценарий, шел подготовительный период. Не забывайте, что действие происходило в шестнадцатом веке. И если из восемнадцатого века можно что-то взять, то из шестнадцатого - ничего. Все надо было делать. Строились декорации. Было специально пошито более двух тысяч костюмов. Так что, три года - довольно недолгий период для такой картины".

Основным местом съемок стал остров Хортица, где жили Запорожские казаки. Там же в заповеднике с помощью местных энтузиастов построили декорацию Запорожской Сечи. Работа была грандиозная – стояла задача досконально воссоздать предметы 16 века. Декорации изготавливались в Москве, Санкт-Петербурге, из Лондона привезли доспехи и оружие – точные копии реального, естественно безопасного для жизни. В Польше рядом с городом Хотин была построена декорация крепости, в которой снимали одну из самых захватывающих боевых сцен. С документальной точностью воссоздавался хутор Тараса Бульбы. Помогали консультанты, сотрудники музеев живописи.

Специально для фильма было создано 2000 костюмов. Самой сложной стала работа с военными костюмами, которые изготавливалась их металла и кожи. Это очень трудоемкая работа, которую делали несколько художников по металлу. Исторические костюмы Панночки воссоздавались с особенной точностью – кринолины, парча ручной работы, кружева. В Варшаве помогали консультанты по польскому костюму. В Киеве в публичной библиотеке было найдено много книг по истории костюма.

Действие "Тараса Бульбы" разворачивается в тяжелый период истории казачества, когда запорожцы поднялись на борьбу с Речью Посполитой. В самом центре политических интриг оказалась семья уважаемого казака Тараса Бульбы, переживающего глубокую личную драму. Его сын Андрей полюбил польскую принцессу и хочет бежать из Сечи. Раздираемый чувством и долгом Тарас объявляет сыну последнюю родительскую волю…

"Мне нравится Гоголь, - сказал Бортко. - Нравится это произведение, мне кажется, сейчас самое время его снимать, ибо вопросы, затронутые в этой повести, актуальны и сегодня. Родина, предательство, как вести себя в такой ситуации выбора, что есть хорошо и что плохо по отношению к нашей многострадальной Родине. Для меня "Тарас Бульба" - это героическая драма. В фильме много боев, где-то 60 процентов, но не это важно. Важно, что стоит за этими боями, кто с кем дерется, кого убивает и почему. Это гораздо важнее. Самое главное здесь - это актер и его игра. На вопрос, кто кого предал, – сын отца или отец сына, у меня однозначный ответ, как и у Гоголя, – виноват Андрей. За что отец его и убил. Все это печально, но, по-моему, он поступил правильно. Тарас плачет над убитым сыном, но есть вещи, которые делать нельзя. Можно делать все, что угодно, но нельзя предавать Родину. Это было понятно еще шесть тысяч лет тому назад, понятно и сейчас. Выбор актеров - всегда довольно сложный процесс. Ступка для меня в наибольшей степени соответствует образу Тараса Бульбы. С ним даже проб не было, потому что я достаточно видел то, что он делает. С Остапом проб не было. Володя Вдовиченков приехал на пробы, и на этом они закончились. С Андреем было сложнее – были пробы, и в результате был выбран замечательный актер Игорь Петренко".

"Кинопроб у меня действительно не было, - рассказал Богдан Ступка. - Были пробы в костюме, думали над прической. Я сразу почувствовал большую ответственность, ведь у каждого свое представление, какой он - Тарас Бульба. Есть рисунки Репина, дети в школе читают книгу, изучают историю. У Гоголя, например, написано: "Тарас вскочил на коня, и конь почувствовал на себе двадцатипудовое бремя". Мы начали считать, сколько это. Получилось 320 килограммов, то есть люди с таким весом не ходят. Может, это было романтическим преувеличением Гоголя? Ведь эта история - легенда. Гоголь приехал в Варшаву и где-то в какой-то деревне возле Каменец-Подольска услышал ее и решил сотворить произведение про Тараса Бульбу. А если говорить, по сути, я бы никогда не смог сделать так, как мой герой. Какой бы не был сын, я бы так не поступил…"

"Когда я начал сниматься, и мы снимали в Каменец-Подольском сцену казни Остапа, - рассказал Владимир Вдовиченков, - до этого мне все было очевидно. Но потом я подумал, действительно, кто кого предал? В этой истории слишком много составляющих. У каждого из этих персонажей своя правда. Найти и показать эту правду – самая сложная задача. Андрей влюбился в эту девчонку- полячку, а ведь они же враги. Но потом понимаешь, что Андрей делает сознательный выбор, знает, чем все это закончится. И отец совершает поступок - убивает своего родного сына из-за его предательства. Я вот просто думал, у меня сейчас дети маленькие, что же такого может сделать ребенок, чтобы отец его убил? До какой степени сердце должно разорваться на части у этого человека?" 

"Сегодня так много бытовых историй и редко когда снимаются проекты такого масштаба, - считает Игорь Петренко. - В этом проекте ценности совсем другие, команда сильная, режиссер сильный. Конечно, мне очень хотелось принять в нем участие. Если судить с позиций социума, как надо, как принято, предатель - Андрей. Но я не считаю его абсолютным предателем. Предательство бывает разным, но человек так устроен, и ответ на этот вопрос в поступке, который он совершает. Андрей сделал шаг осознанный, не испугавшись смерти, перешел на сторону противника. Выбрал смерть ради любви. В этом и есть трагедия и драма человеческая". 

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz