Во время премьеры зал свистел, аплодировал и улюлюкал. Возглас основного врага, когда гол в ворота произошел точно во время предполагаемого, но не произошедшего взрыва, «Что случилось? Русские забили» - вызвала у публики эйфорию на грани истерики. Корреспондент АНН, которому удалось пообщаться с исполнителями главных ролей, с удивлением узнал, что возглас "русские забили" стала любимой и у актеров, в том числе и у Андрея Мерзликина.
- Зрители так бурно реагировали на фильм… Тебе не хотелось с ними тоже захлопать в тот или иной момент?
- Хотелось. Когда была фраза «русские забили». Это было невероятно мощно сказано. Потому что наши футболисты, бедные, настолько не могут ничего сделать в жанре футбола, что хотя бы в кино в жанре боевика получилось, как будто бы действительно мы забили и вышли в мировой чемпионат.
- А ты вообще конечный материал видел до премьеры?
- Я смотрю сегодня в первый раз. Смотрю, скорее, не как зритель, потому что я-то знал сценарий. Ведь это жанр, который держит в напряжении весь фильм. Должна быть неожиданная концовка, которую нужно разгадать. Поэтому я его смотрел больше как профессионал, мне было интересно: что получилось, что нет. У меня, в том числе, например. Я полюбовался актерской игрой моих коллег. Это Максим Суханов, например. Исполнение роли Крота Леонидом Ярмольником - неожиданно для себя могу сказать, что это невероятная работа.
- Когда ты готовился к работе, какой-то был у тебя перед глазами образ из других подобных лент? Ведь есть же какие-то каноны жанра…
- Нет. Примеров не было. Есть вот такой жанр, который просто вбит у всех у нас в голове.
- Ну вот эта бесподобная пробежка по полю. Такие же есть примеры в американских лентах: идет бейсбол, Брюс Уиллис или еще кто-нибудь мчится по стадиону…
- Нет, я не опирался на эти примеры. Я же не знал, как будет снимать режиссер. Если бы знал, то, конечно, могли бы посмотреть какой-то американский фильм или передачу. Я даже не знал, как я буду бежать по футбольному полю, то как-то подготовился бы.
Обворожительная Анастасия Макеева, завоевавшая множество титулов «Мисс…», включая второе место в конкурсе "Мисс Вселенная- Россия", которая исполнила в фильме роль сексапильного психолога, хоть и была окружена толпой поклонников, выделила время для общения с корреспондентом АНН. Это особенно важно, учитывая, что перед нами – будущая настоящая звезда.
- Анастасия, Вы на что больше смотрели: как фильм снят или на товарищей по кадру?
- Я смотрела, как другие выглядят, конечно.
- Сами-то себе Вы понравились?
- Не знаю, мне трудно об этом говорить. Это было хорошо, нормально. Но, мне кажется, можно было бы лучше.
- Это так каждый актер говорит, но Вы уже готовы к тому, что вам теперь проходу не дадут? Готовитесь к звездному статусу?
- Нет, конечно. Это же зависит только от зрительского успеха, а я пока прогнозировать не могу. Тем более, это же не я одна в фильме была. Мы работали всей командой. Всей командой и будем делить популярность, если получится.
- Успех-то фильму обеспечен, точно. Вы не боитесь, что Вам могут после такой роли предлагать только роли определенного амплуа?
- Ой, вот об этом я да, думаю часто и очень этого боюсь. Но я справлюсь. Буду стараться.
- Вам не обидно, что Вам меньше досталось сцен с боями, драками и прочим?
- Нет, нисколечки. Конечно, хотелось бы что-нибудь такое, но в этом фильме – нет. Там и так настолько все это опасно было. Вы бы видели, как Андрей (Мерзликин – прим. АНН) выкладывался. Мне было просто жалко на него смотреть. Драка в туалете снималась три дня, представляете? А сцена, когда он по футбольному полю бежит: у него в это время была сильно повреждена нога. Но он все отыграл «от и до» с невероятным количеством дублей. Он весь на обезболивающих сидел.
- Задумывается ли продолжение фильма?
- (хитро прищурив глаза) Не знаю – не знаю… Насколько станет популярным этот фильм, настолько и равен шанс второй части.
- Я же говорю, успех будет. Может, уже обсуждалась эта тема?
- (еще хитрее) Ну… Я какие-то разговоры слышала… Не более. Но если такой шанс представится, то я, скорее всего, соглашусь.
- Хорошо, если Вы еще сомневаетесь в популярности фильма, то как Вам реакция публики? Вы реагировали как-то по-зрительски?
- Конечно, во многих моментах. Вот когда «русские забили», я была готова аплодировать вместе со зрителями. Это так хорошо было, так здорово!
Дано: спецотдел из пяти талантливых профессионалов для борьбы с терроризмом. Пять членов команды – пять персонажей боевика. Старший (Максим Суханов) со шрамом через все лицо, девочка-хакер (Оксана Акиньшина), слепой спец по взрывательным устройствам с характерной кличкой Крот (Леонид Ярмольник), сексапильный психолог (Анастасия Макеева) и, наконец, главный герой, бывший спецназовец Макс (Андрей Мерзликин).
Есть еще террорист Хадид, которого мы так и не увидим. Но известно, что благодаря ему через двое суток в Москве произойдет взрыв. Известно лишь время, больше ничего. Еще из сломанного микрочипа поступила информация, что в команде есть предатель (на выяснение, кто это, будет потрачено полфильма; и, кстати, в конце, так и не становится понятно, кто из них был чужак. Забыли, наверное). Методом дедукции, взламывания кодов, гонок по столице и других эффектных трюков – и при противостоянии с ГУВД Москвы – герои догадываются, что огромный взрыв произойдет на футбольном стадионе во время матча.
Ввиду того, что к российскому кинематографу в последнее время не только относятся с пиететом, а, даже, кое-где его перехваливают без причины, то прежде всего скажем о плохом.
Начнем с главных героев. В фильме работает формулировка «командное кино», то есть защищает людей (всю Землю, страну, штат, город – нужное подчеркнуть) группа профессионалов. Здесь их пятеро, что неправильно по канонам жанра. Один герой – это для настоящего брутального боевика. Двое – для хорошего бади-муви (то есть про пару копов). Трое – для фильма, снятого по хорошей книге. Четверо – вообще, идеальный вариант. Есть замечательные образцы про семерых героев. Даже девять есть. Но пятеро – это для американских телесериалов, которые показывают по телевизору поздней ночью, среди них обязательно кто-то лишний. Кто – тут можно только догадываться.
Пройдемся далее. Когда действие боевика происходит, допустим, в Нью-Йорке, то все условности, ляпы и невозможные битвы персонажей, трудно совместимые с жизнью, – это элементы в рамках жанра, и с ними просто надо смиряться. Если в Москве – то это не условности, это нелепости. Военный психолог, дающий профессиональную оценку о своем подопечном словами вроде «наглый, хамоватый, упрямый»? Попкорн, продающийся перед кордоном охраны, а не за ним? Компьютеры "мак" на всех столах секретной службы ФСБ? Зашифрованный ломаный текстовый файл, на раскодирование этого сообщения американцы бы полфильма построили, а тут вокруг посреди значков ясным красным цветом шифром "Times New Roman" написано послание от убиенного агента… Не говоря уж о диких погонях по Ленинградскому шоссе в сторону области.
Но все же, отбросив эти, скорее, придирки, нежели основательную критику, можно сразу сказать, что «Обратный отсчет» - это такой ураганный экшн, который может стать в один ряд с достойными голливудскими образцами. Совершенно бесконтрольный "Адреналин", вышедший в этом году, давал больше поводов для непроизвольных зевков, чем "Отсчет". В качестве доказательства - эпизоды на стадионе "Лужники". Это кульминация не только фильма, но и, кажется, всех последних лет подъема русского кино.
Сумасшедшие гонки и пальба в узнаваемой Москве – это действительно трогает по-настоящему, доказательством чему стали «Дозоры». Меткие фразы, вроде характеристики КЗ "Россия" как предполагаемого места взрыва: "Да кому она нужна? Сама скоро развалится!" Или легко узнаваемый бестолковый порядок арен и трибун в "Лужниках", по которым бегают герои, ведя между собой переговоры следующего рода: "В каком я секторе? Да хрен знает в каком!" Милая сердцу парковка в Шереметьево-2. Спальные районы на окраине Москвы. Все это так рядом и так близко, что фильм становится еще более эффектным и без езды на компьютерных красных "Ferrari" по стенам гостиницы "Космос".
В копилку плюсов и трюки на уровне хорошего боевика с пролетами, взрывами и матричными «эффектами пули». Понятно, что режиссер Вадим Шмелев знаком с творчеством Дэвида Финчера, Джона Ву и братьев Вачовски. Все они снимали такие фильмы лет десять назад, но, учитывая общее отставание российского кино, это простительно. Простителен и клиповый монтаж, вышедший из разряда актуальных еще лет пять назад. Простителен хотя бы потому, что в отличие от фильмов производства Степченко и Ко ("Сматывай удочки", "Мужской сезон. Бархатная революция"), он уместен и не заслоняет собой непосредственно сюжетные перипетии.
Можно, конечно, поморщиться от тривиальных сентенций Макса о том, что у него «аллергия на подонков» или "на войне нет гадов, есть враги", но все они забываются после его великолепного (по-другому не скажешь) пробега по футбольному полю во время матча с разбрасыванием милиционеров во все стороны по ходу бега. Подобные эпизоды можно встретить в американском кино, но в нашем такой крепкой сцены не было никогда. Тем более, помимо этих сурово сказанных реплик, в фильме забит до отказа хорошими шутками (юная хакерша, перед началом работы: "Сейчас все сделаем. Ломать – не строить").
Подводя итог, можно утверждать, что от других российских фильмов этого жанра картина отличается настоящим накалом, хорошо сбитым актерским составом и напряжением, действующим от начала до конца фильма.