Российские звезды перевоплотились в царей, ученых и живописцев
Мэр Москвы Юрий Лужков стал Ломоносовым, политик Жириновский - царем Иваном Грозным, а юморист Павел Воля – Николаем Первым. В московском Манеже близится к завершению работа выставки фотохудожника Екатерины Рождественской «Частная коллекция».
Старый балаганный трюк – вставляешь голову в отверстие, фотограф нажимает на спуск и вручает тебе фото, где ты в роскошном костюме обнимаешь Мерлин Монро. Или – позируешь в тени пальм тропического пляжа. Сюжет зависит от фантазии художника и пожеланий заказчика. В век Интернета и Фотошопа старое ярмарочное развлечение получило вторую жизнь – благодаря фантазии Екатерины Рождественской, дочери поэта Роберта Рождественского, выпускницы МГИМО, профессиональной переводчицы, а по призванию - фотографа.
Технология не так уж проста и весьма затратна, известное всей стране лицо гримируют, одевают в соответствующий костюм, помещают в нужный интерьер и, наконец-то, фотографируют. В дальнейшем снимок подвергается еще и компьютерной обработке. В итоге возникает крайне необычный эффект: на выставке вы видите знакомое до боли полотно, но что-то в нем не так. Присмотревшись, вы с удивлением обнаруживаете на месте головы, предположим, Иосифа Сталина, чье-то лицо. Понять, чье это лицо, благодаря гриму и Фотошопу, как правило, невозможно. Но к счастью, картины подписаны, и вы с легкостью можете узнать, что роль Иосифа Сталина в картине Исаака Бродского, написанной в 1937 году, исполнял известный актер Сергей Юрский.
Прочитав очередную подпись, то там, то здесь удивленный до глубины души посетитель громко восклицает: ну, надо же! Никогда бы не подумал! Это – Юрский? Самые пытливые играют в одну и ту же познавательную игру. Сын, предположим, закрывает подписи и экзаменует маму: кто в роли "главного героя картины"? Самый неузнаваемый – Владимир Жириновский в образе Ивана Грозного. Или наоборот – Иван Грозный в исполнении Жириновского? Кто тут разберет. Важнее другое – самого известного среди российских юмористов политика не способен узнать практически никто. И когда сын убирает с подписи руку, его родительница с негодованием восклицает: "Жириновский! Не может быть! Совершенно не похож!"
Есть, конечно, и исключения. Очень убедителен Лужков в роли М.В. Ломоносова, благо Юрий Михайлович практически не загримирован, если не считать легкого паричка на голове. Но и на Ломоносова он ни капельки не похож. Полное ощущение, что в картине вырезали отверстие, а мэр Москвы поместил туда свое задумчивое и серьезное лицо. Кому же интересны такие игры? Впрочем, о вкусах не спорят.
Нам остается только перечислить самые знаменательные "перевоплощения". Режиссер Федор Бондарчук оказался в роли царя Бориса Годунова. Ученый Сергей Капица – это Козимо Старый, основатель могущественной династии Медичи. Актер Александр Домогаров – сам Наполеон Бонапарт. Иосиф Кобзон – бригадир М.Д. Бутурлин (не путать с бригадиром каменщиков треста Кузнецктяжстрой, Героем Социалистического Труда Бутурлиным, оригинальная картина маслом написана еще в 1763 г.). Зураб Церетели – папа Лев Х в компании двух кардиналов. Артистка Людмила Артемьева, прославившаяся ролью Люськи из рекламы майонеза и таксистки Нади – императрица Александра Фёдоровна. Юморист Павел Воля – Николай I. Артист Эммануил Виторган – А.М. Горький. Владимир Турчинский – генерал Николай Ермолов. Музыкант Андрей Макаревич – Альбрехт Дюрер.
А открывает галерею режиссер Эльдар Рязанов в роли автопортрета Рембрандта, с кистью и красками в руках.
Конечно, все эти портреты – всего лишь игра, но слишком серьезны лица, слишком капитальны декорации, слишком тщательно выполнены детали. Героям нашего времени явно очень хотелось хотя бы прикоснуться к величию "хозяев" художественных картин – тех, в чью бренную оболочку они так бесцеремонно вселились.
По счастью, на выставке представлен еще один проект, который явно призван разбавить монументализм "Частной коллекции", которая отдает легкой манией величия ее участников. Этот проект называется очень простенько, "Рожи", и главные его поклонники – дети. Они повсюду с мобильниками в руках, переснимают немыслимые гримасы, которые оставили на фото очередные российские знаменитости: Валерия, Билан, Подольская и многие другие. Узнать наших "звезд" на этих портретах вновь не так-то просто, но на этот раз грим не при чем: каждая знаменитость постаралась на совесть, скорчив такую рожу, что и родная мама, как говорится, не узнает. Это должно было бы выглядеть смешно, но в зале, полном людей, я не увидел ни одной улыбки. И только сосредоточенные дети почти что в очередь один за другим подходили и снимали Диму Билана с вывалившимся до подбородка языком. Одна девочка сказала подружке: мол, в классе покажу, таким его еще никто не видел. Отработанным, как у фотографа-криминалиста, жестом она подняла свой мобильник и сделала снимок. Дети были абсолютно серьезны, как будто бы фотографировали тела пострадавших в очередном ДТП в центре столицы.