17 октября режиссеру Савве Кулишу исполнилось бы 70 лет. Кулиш принадлежит тому послевоенному поколению, которое сегодня стало классикой отечественного и мирового кинематографа. Он родился в Одессе, но всегда считал своим родным и любимым городом именно Москву. Кулиш окончил операторский факультет ВГИКа, долгое время работал на телевидении. Первые свои режиссерские навыки он показал во время работы в качестве режиссера-практиканта на фильме «Обыкновенный фашизм» М.Ромма.
Творческий стиль Саввы Кулиша нельзя обозначить одним определением. Он работал и в документалистике, и в игровом кино, ставил телепередачи. Большим успехом стал его фильм «Трагедия в стиле рок», хоть и не принятый пуританской публикой. Уже несколько поколений зрителей знакомы с его фильмами "Мертвый сезон", "Комитет 19-ти", "Взлет", "Сказки… Сказки… Сказки Старого Арбата", "Железный занавес".
В день его рождения в кинотеатре «Ролан» собрались друзья Саввы Кулиша, товарищи по профессии, ученики, соратники по многим общественным делам, и просто поклонники. Многие выступали, вспоминали годы, проведенные с ним. В программе вечера были показаны неизвестные широкой публике фрагменты фильмов, интервью, фотографии. В частности, демонстрировались фрагменты интереснейшего цикла короткометражек "100 фильмов о Москве" в том числе и уникальные кадры съемки Москвы с высоты птичьего полета, чего до Кулиша не делал никто.
После показанной программы корреспондент Агентства национальных новостей попросил присутствующих на вечере актеров Альберта Филозова и Бориса Хмельницкого рассказать об их отношениях с Саввой Кулишом и впечатлениях от работы с режиссером.
Альберт Филозов:
Это было дважды в кино. Фильмы «Взлет» и "Трагедия в стиле рок". А потом был самый трудный момент в моей жизни, когда Анатолий Васильев (руководитель театра "Школа драматического искусства") нас распустил, и я оказался нигде. Тогда Савва и пригласил меня во ВГИК к себе на курс преподавать актерское мастерство. И это, пожалуй, очень интересно, потому что в это время мы общались долго и много.
- То есть, получается, что он был Вашим начальником?
- Да-да. Но я работал с актерами, а он – с режиссерами. И работа была замечательная!
- Любой режиссер в той или иной мере является диктатором. Как с этим качеством обстояло у Кулиша?
- Он удивительный в этом смысле человек, демократичный. Относился ко всем достаточно и либерально, но и строго, но и с чувством юмора. Работать с ним было очень легко.
Борис Хмельницкий:
Так совпало, что мы учились в одном институте, параллельно: Савва – на режиссерском, а я – на актерском факультетах Щукинского училища.. Это было около 40 лет тому назад. А потом по жизни уже пошли, пошли, пошли, как настоящие друзья.
А по работе первый раз мы с ним, когда делали спектакль в Театре киноактера «Чудо Святого Антония» по Метерлинку. Там участвовали артисты театра, а мы играли в паре с Владиславом Дворжецким роль Святого Антония, но никаких конфликтов, с этим связанных, у нас не было. Очень необычная была работа: она объединяла и кинематограф, и театр, и самого Метерлинка. Стояли экраны, на них изображение проецировалось. Крупномасштабный такой спектакль.
Потом мы пересеклись с Саввой по работе во время съемок картины «Железный занавес». Он нас пригласил как людей из того поколения. Застолье, мы вспоминаем, поем наши песни – вот такая была большая сцена в фильме.
Ну и еще «100 фильмов о Москве». В этом цикле отдельно была картина, целиком посвященная нашему театру, Таганке. Савва мне говорит: "Давай, Боря, ты будешь рассказывать об этом театре как один из его основателей, от своего лица". И это получилось очень замечательное кино. Я тогда уже ушел из Таганки, поэтому это был объективный взгляд. Но ни в коем случае не было никаких выяснений отношений, например "Таганка лучше-хуже, развалилась или нет", этого не было. Очень доброе, очень мудрое кино. Очень приятно, что там присутствовало самое главное: любовь к театре. А о неприязни это уже сейчас можно говорить.
И, благодаря Савве, таким образом, Таганка вошла в историю Москвы – это очень важно, это многое значит. У меня есть этот фильм, иногда его смотрю.
- Почему, по Вашему мнению, работы Кулиша очень мало показывают по телевидению, все реже говорят о нем самом?
- Это преступление. Это же не просто документальное кино или игровое. Савва мыслил глобально. И что еще грустнее, осталось после него масса незаконченного материала, но к нему нет интереса, некому его довести до конца.
- А как Вы думаете, сейчас, когда обстановка в стране, скажем так, несколько иная, уже легче найти финансирование для завершения работы над картинами Кулиша?
- Молодое поколение, которое я вижу на спектаклях и которое сегодня присутствовало в зале, думаю, найдет выход. Все получится, я верю в это.