Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






"Ограбление на Бейкер-стрит" по-настоящему и всерьез


В российский прокат выходит очередной фильм про то, как в Англии несколько мошенников грабят банк. Однако это не хохма в стиле Гая Ритчи. Фильм Роджера Дональдсона «Ограбление на Бейкер-стрит / The Bank Job» серьезнее, чем все предыдущие фильмы из этой серии, и основан на реальных событиях начала 70-х годов прошлого века.

Английская народная кинематографическая традиция: фильм про ограбление. Обязательны: абсурдный в своей простоте план, недотепы-грабители, которые всем должны, костоломы-бандиты, несколько параллельно развивающихся сюжетов, подстава на подставе, прекрасный сюжетный твист в конце, неожиданное везение, секс, наркотики, рок-н-ролл и желательно Джейсон Стэтхем.

В "Ограблении на Бейкер-стрит" всё это есть. Мартин (Сафрон Бэрроуз), бывшая любовница Терри Летера (Джейсон Стэтхем), несколько месяцев назад чуть не загремела за провоз наркотиков и теперь слишком многим должна за свободу. Спустя какое-то время она сообщает Терри о беспроигрышном шансе для ограбления банка. Летер и его друзья, хорошенько обдумав степени риска, решают все-таки грабить хранилище банка на титульной Бейкер-стрит. Однако Терри не очень доверяет подруге и постоянно приглядывает за ней. 

Будущие грабители придумывают самый банальный план - подкоп. А так как они даже копать не умеют, то мало того что приглашают в качестве копателей не менее характерных персонажей, так еще в процессе рытья тоннеля случайно находят древний склеп, не обозначенный на плане и ведущий самым чудесным образом прямо под хранилище.

А в это время где-то в Тринидаде отсиживается черный радикал Майкл Икс (по аналогии с исламским лидером Малкольмом Икс), который, прикрываясь политическими лозунгами, ведет некие криминальные дела, доказательства которых хранятся в одной из ячеек хранилища.

А в это время где-то в английском правительстве зреет сексуальный скандал, и подтверждающие улики лежат в одной из ячеек хранилища.

В это же время еще выше - в королевской семье – вот-вот может раскрыться сексуальный скандал, похлеще правительственного. Доказательства – в одной из ячеек.

В том же хранилище – тетрадка одного из нечистых на руку и деяния городских магнатов с черной бухгалтерией и именами полицейских, которым тот регулярно отстегивает взятки.

Почти за всем происходящим наблюдают структуры, выдающие себя за государственные (чёрные пиджаки, галстуки, красивые машины), которым нужны чуть ли не все вышеперечисленные артефакты.

Так как действие развивается в 1971 году, то в ход идет не только очарование старой Великобритании, аналогии со старыми классическими фильмами про ограбления, но и приметы реальности событий (порой комические для российского зрителя: благодаря радикальным группировкам наподобие "секты" Майкла Икс кирпичные стены увешаны самодельными плакатами "Свободу Анджеле Дэвис!").

На этом заканчивается английская народная кинематографическая традиция. По сути, она заканчивается еще в самом начале, когда на экране появляется надпись "Основано на реальных событиях". Обычно обращать внимание на эту ремарку (особенно после фильма братьев Коэнов "Фарго", когда аналогичная фраза предваряет чистейший фарс, завершающийся титром "все сходства случайны") – не то чтобы дурной тон, но совершенно необязательная вещь. В "Ограблении…" такое предупреждение является решающим.

Очередной фильм якобы "под Гая Ритчи", в какой-то момент становится предельно серьезным и вовсе не комичным. Меняется ритм, музыка и выражения лиц героев. После ограбления классические "недотепы-везунчики" оказываются реальными людьми, а некоторые - настоящими трупами. Здесь и мораль возмездия, даже по отношению к самым очаровательным персонажам, и мораль улицы - никто не уйдет безнаказанным, - и мораль грабительская, "делай ноги" (только как и куда?) Жизнь человеческая не стоит ни копейки, и пара фотоснимков может начать отсчет мертвецов.

Режиссеру Роджеру Дональсону удаются работы с реконструкцией реальных событий и с созданием напряжения там, где оно может казаться неуместным, но в его руках оно будет при деле и на своем месте. Так, предыдущим его фильмом был "Самый быстрый Индиан", где неторопливый фильм о скорости захватывает зрителя на каком-то медитативном уровне.

На этом же уровне "Ограбление на Бейкер-стрит" примерно на середине фильма приводит зрителя к пониманию, что шутки-шутками, но за ними есть и реальность. Положение опять спасает Стэтхем, доказывая, что он является одним из важнейших актеров Британии (несмотря на неразборчивость в выборе ролей). Его герой придумывает тройную аферу, которая, впрочем, сходится по чисто случайному стечению обстоятельств. Так что в ответ на вопрос "как тебе это удалось?" Терри отвечает: "Сам хочу спросить".

Традиция английских фильмов про ограбления и аферы несколько лет назад нарушилась все тем же Гаем Ритчи в умном и мистическом "Револьвере". Австралийский режиссер Дональдсон своим "Ограблением на Бейкер-стрит" продолжает тенденцию: не "карты-деньги-два ствола", и не "секс-наркотики-рок-н-ролл", - это "боже, храни Британию, пока смерть не разлучила нас".

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz