"Древо времени" скульптора с Алтая соединило прошлое, настоящее и будущее
Музей Эрмитаж впервые за многие последние годы приобрел современную работу – «Скрипку Ротшильда» алтайского скульптора Владимира Войчишина. Произведения современных скульпторов в Эрмитаже давно не принимают, однако экспертов привлекла эта композиция, навеянная мотивами одноименного рассказа Чехова, любимого писателя художника.
Лопнувшие золотые струны, как прерванная линия жизни, лежат на деке, колки в виде нот с лицами людей, сама скрипка на серебряной чаше весов, она тоже из серебра, а все ее элементы покрыты золотом. Излом грифа, как излом судьбы. Струнодержатель - копия человеческого уха.
Яков Бронза, главный герой рассказа, скрипач и гробовых дел мастер изображен художником в образе паука, выполненного из золота и украшенного изумрудами: он ползет по дубовой подставке, на которой закреплена вся композиция. Она представляет собой стилизованный аршин – им пользовались в старинные времена продавцы тканей и гробовщики.
Одна работа скульптора удивительнее другой. Их можно рассматривать часами, размышлять, что хотел сказать художник, например, композицией "Метроном для двух художников", где на чаше весов помещены Сальвадор Дали с не покрытыми кожей мышцами и Адольф Гитлер, у которого только часть черепа. Дали - любимый художник, Гитлер тоже когда-то неплохо рисовал, но Дали ненавидел, был приверженцем классики. Результат двух разных судеб совершенно разных людей, итог их жизней – чаша весов с Дали у Войчишина перевешивает. Работа выполнена из драгметаллов. Золото и серебро - любимые материалы Войчишина.
Владимир вернулся в Барнаул три года назад из Канады. Он уехал за границу в конце 80-х: надо было кормить семью, дома осталась жена-педагог и маленькая дочь.
"Первая страна, в которую я попал, - это были Арабские Эмираты,- рассказывает Владимир. - Там начал потихоньку заниматься бизнесом. Оформил один салон - людям понравилось, а потом познакомился с бизнесменом из Кении, и он позвал меня в Африку. Страна бедная, но народ там очень доброжелательный. Они от природы талантливые резчики по дереву, хорошо знают анатомию животных, людей. Я там учился и работал несколько лет, потом поехал в Америку, там работал, делал скульптуры из шоколада для богатых людей к разным датам. Наелся всякого: и белого, и черного, и горького, и сладкого. В Америке учился у ювелиров.
Нью-Йорк - крупнейший ювелирный город. Потом были Англия, Голландия, где работал с мрамором. Учился везде и всему, чему мог. Самообразование - великая штука".
Сегодня дочь Наташа живет в канадском Ванкувере, где у Владимира своя галерея, жена, тоже Наташа, - профессор, а произведения скульптора находятся в частных коллекциях Америки, Франции, Англии, Кубы, Канады, Кении и России. Владимир - член Ванкуверского союза художников.
Три последних года Владимир Войчишин живет в родном Барнауле. Результатом творческой жизни на Алтае стали одиннадцать работ, сделанных из драгоценных металлов и камней в стиле сюрреализма. Созданное в двухкомнатной "хрущевке" из золотых и серебряных гвоздей "Древо времени" началось с… серебряного гвоздя, который художник нашел, когда гулял по территории бывшего среброплавильного завода Акинфия Демидова.
"Гвоздю больше двухсот лет, - говорит Владимир. - Вот с этого гвоздя и начался новый этап в творчестве. Когда я жил в Англии два года, то удалось побывать в Гринвиче - центре точного времени. Провел ассоциацию с демидовским временем, когда Барнаульский завод снабжал всю Россию, когда золотовалютный запас от нас шел, с современностью".
Переосмысливая наследие Сальвадора Дали, он создал из гвоздей Древо времени, ветви которого увешаны старинными золотыми и серебряными часами с золотым ключом. Древо времени произрастает из центра искривленных в пространстве часов, лежащих на геометрической дубовой подставке, как символа трехмерного пространства. В часы вмонтированы ящички с золотыми накладками и гравировкой, золотая минутная стрелка, показывает ценность и неудержимость времени. В композицию включены позолоченные муравьи с золотыми усами и сапфировыми глазами, символизирующие рудокопов, в их тело вмонтирован золотой ящичек с алмазной крошкой – аналогом золотовалютного запаса государства. А главная идея – это связь времен, существующего эталона времени по Гринвичу, то есть истинного времени, неразрывно связанного с прошлым, настоящим и будущим.
Теперь созданная в Сибири "Скрипка Ротшильда" будет находиться в Эрмитаже рядом с произведениями Рембрандта. Алтай и Барнаул могут гордиться не только Колыванской вазой.
"Родной Барнаул я не подвел, по большому счету", - резюмирует "сибирский Сальвадор Дали" Владимир Войчишин.