"Проклятие золотого цветка" вызвало тошноту у китайской компартии
Фильм сразу занял первое место в рейтинге самых кассовых китайских кинолент.
"Проклятие золотого цветка" – костюмная драма, действие которой происходит в эпоху династии Тан (618—907 годы). Сюжет изобилует кровавыми схватками. За 20 дней с момента премьеры собрал на родине режиссера 270 млн юаней ($35 млн). Международное радио Китая (МРК), например, особо отметило в сообщении о новой работе Чжан Имоу, что «все зрители, которые посмотрели этот фильм, остались им довольны». Издание же влиятельной партшколы при ЦК КПК "Время учебы" в своем последнем номере, вышедшем в начале февраля, сочло ленту "слишком кровавой" и "порочащей китайский кинематограф". МРК сообщало также, что "все, кто уже видел фильм, дают примерно одинаковые оценки. Все они говорят, что отличительной чертой его является грандиозность. Массовые сцены производят сильное впечатление своей масштабностью. Все отмечают режиссерское мастерство Чжан Имоу. Кроме того, у фильма прекрасная музыка. Это тоже нравится зрителям".
Один из зрителей, молодой человек по имени Чжоу, мнение которогого приводило МРК, сказал: «По моему мнению, это отличный фильм... Конечно, затраты на этот фильм были огромные. Наверное, поэтому он получился таким красивым и в нем так много различных эффектов. Мне он понравился еще и своей информативностью».
Другой зритель, господин Ван, посмотревший «Проклятие золотого цветка», высказался так: "Этой кинолентой режиссер Чжан Имоу показал всему миру кинематографическую мощь Китая. Одновременно, с моей точки зрения, этот фильм подтвердил постоянство стиля режиссера Чжан Имоу: события фильма происходят на фоне сильных противоречивых чувств в душах главных героев, когда личное борется с общественным. Надо отметить замечательную игру актеров. Я желаю фильму завоевать призы на зарубежных кинофестивалях".
По мнению же партийного кинокритика, "Проклятие золотого цветка", ставшее самой дорогой лентой Китая с бюджетом в 45 млн долларов, «вызывает лишь непроходящую тошноту...».
«Искусство зиждется отнюдь не на деньгах. Хорошее кино - не фейерверк ярких сцен и спецэффектов, и уж тем более оно не нуждается в приправе из жестокости и секса", считает автор партийного издания. Чжан Имоу - один из самых известных за рубежом китайских режиссеров, победитель венецианского кинофестиваля 1999 года, автор таких картин как "Красный гаолян», "Подними красный фонарь", "Дом летающих кинжалов" и других.
Критики фильма обвиняют китайский комитет по кинематографии в том, что он мобилизовал «административные возможности», чтобы гарантировать большие сборы фильму Чжан Имоу "во имя продвижения и поддержки отечественного кинопроизводителя" за счет "талантливых артхаусных режиссеров".
Сценарий фильма «Проклятие золотого цветка» писался целых три с лишним года. В ходе работы автор использовал замечания многих людей. Чжан Имоу действительно потратил значительные финансы, чтобы создать императорский дворец, практически в натуральную величину. Строительство в течение пяти месяцев вели почти 300 рабочих.
«Своим великолепием дворец, - отмечало МРК в своем кинообзоре, - зачаровывает зрителей. Обстановка дворца, прекрасная игра актеров, смелая интерпретация исторических событий позволили режиссеру Чжан Имоу создать реальную картину жизни в императорском дворце в эпоху Пяти династий. Это фильм—о трагической любви. И многочисленные зрительные эффекты, только еще сильнее заставляют почувствовать тоску по искренней любви обитателей этого золотого дворца-клетки. Фильм приводит к выводу, что люди, независимо от того, живут они во дворце, или в лачуге, одинаково испытывают, страдают в жизни. И зрители, восхищаясь богатой жизнью императорской семьи, сочувствуют им и сами страдают вместе с ними. Вот почему фильм "Проклятие золотого цветка» не только великолепный, но и тяжелый", делал вывод кинокритик МРК.
Разноголосица среди китайских кинокритиков в оценке нового фильма, по мнению наблюдателей, отражает подспудно идущую идеологическую борьбу среди различных групп в китайском обществе и руководстве страны, прежде всего между коммунистическими ортодоксами-консерваторами и либерально настроенными кругами китайской интеллигенции. Пока неизвестно, как повлияет на прокатную судьбу фильма Чжан Имоу в Китае его резкая критика в издании партшколы при ЦК КПК. В свое время фильмы режиссера долго были в Поднебесной под запретом. Но, скорее всего, нападки на фильм никак не повлияют на его шансы получить международные награды.
Сейчас картина претендует на звание лучшего фильма на Гонконгском международном кинофестивале, церемония вручения наград которого состоится 20 марта 2007 года. Конкуренцию картине Чжан Имоу составят фильм японца Йодзи Ямада "Любовь и честь", а также ленты из Южной Кореи и Индонезии.