"Шерлок Холмс": Перезагрузка классики, включая скрипочку
Вышедший на мировые экраны фильм "Шерлок Холмс / Sherlock Holmes" Гая Ричи может стать шокирующим для любителей ставших классическими персонажей. Оно и понятно: Дауни младший вовсе не претендует на похожесть с Василием Ливановым, а Джуд Лоу – на Виталия Соломина. И этим новая кинопостановка далеко не ограничивается.
Периодичность возгласа "Гай Ричи вернулся!" в последнее десятилетие стала сродни ещё одним идефиксом из разряда "Это же новые The Beatles!" Но пока музыкальные критики ищут новых "Битлов", кинообозреватели понимают, что Ричи никуда и не уходил. Подумаешь: пара-тройка жестоких провалов! Его новая лента "Шерлок Холмс" доказывает то, что вся последняя десятилетка для британского режиссёра, когда-то перевернувшего киномир, создав европейский аналог тарантиновских "шуток юмора", была ни больше ни меньше разминкой перед большим проектом.
Сначала казалось, что большой проект Ричи – это бред и наваждение. Никаких джейсоновстэтхемов, только мировые суперзвёзды Роберт Дауни мл. и Джуд Лоу. Никаких сложнопостановочных юморесок и сценарных трюков. Никаких русских мафиози. Это казалось сенсацией: Ричи снимает свою первую костюмную постановку. И даже хуже – он снимает "Шерлока Холмса"! Некоторые даже побаивались: мало ли каких приключений может наделать Ричи на свою голову?
Но экс-супруг Мадонны нашёл блестящий сценарий, в котором что ни реплика – то фраза, претендующая на цитируемость. Переместил своё чувство юмора в конец XIX века. И, наконец, взял бессмертных персонажей. То есть Шерлока Холмса и доктора Ватсона в качестве главных героев.
При всём уважении к советской киноклассике, героям, созданным Игорем Масленниковым в легендарном сериале, не место в версии Гая Ричи. Подумать только: Холмс в варианте Роберта Дауни мл. предстаёт перед нами в новой версии драчуном, пьяницей, не выходящим из своей берлоги на Бейкер стрит по несколько месяцев. Ватсон (Джуд Лоу) – это не скромный бытописатель, а вполне себе боевая единица. От комичности инспектора Лестрейда (Эдди Марсен) не осталось и следа, а миссис Хадсон (Джеральдина Джеймс) появляется вообще в двух-трёх эпизодах.
И это ещё не всё. Ирен Адлер (Рэйчел МакАдамс), описанная Конаном Дойлом лишь в одном рассказе, занимает в "…Холмсе" Ричи чуть ли не первостепенную роль, являясь предметом воздыханий великого сыщика. Сам главный герой ведёт расследования, будто начитавшись вовсе не научных трудов, а, скорее, Дэна Брауна. Ребрэндинг сказался и на скрипочке, Холмс играет на ней не с классической постановкой фигуры, а печально перебирает пальцы, рассеяно глядя в камеру.
Но и это не самое главное. Сюрприз для поклонников английского писателя будет заключаться в том, что, если убрать характеры, в фильме нет практически ни одной сюжетной линии, связанной хоть как-то с рассказами и повестями Конана Дойла. Что же тогда есть? Есть великолепный сценарий, нашпигованный довольно циничным юмором. Есть экшн, который мы и ожидали, но не от Гая Ричи. Приключения, побеги, взрывы, тайны, измены, висельники, любовь и предательства. Ричи снял бади-муви, который мы бы не представляли в декорациях строящегося Тауэрского моста.