Мария Муат: российское телевидение захлестнуло анимационное дерьмо
На XVI Международном кинофестивале детского анимационного кино «Золотая рыбка-2009» в Анапе собрались лучшие аниматоры страны и зарубежья. Корреспондент "Родной газеты" Наталья Ртищева поинтересовалась у них, чем живут сегодня мультипликаторы, что происходит с нашей анимацией в условиях финансового кризиса?
Все они сходятся в одном мнении, что не в финансовом кризисе дело, а в том, что государство не защищает отечественных художников. Сергей Айнутдинов, режиссер анимационного кино из Екатеринбурга рассказал, что в Екатеринбурге за год не был снят ни один мультфильм.
"Независимого финансирования в Екатеринбурге нет. Мы живем только за счет федеральных средств. Ждем, когда будут рассмотрены наши заявки в Москве".
Его коллега московский режиссер-аниматор Мария Муат подтвердила, что ситуация более чем плачевная.
"Ни на один новый мультфильм не было дано ни одной копейки. Многие студии стали исчезать. Люди не смогли арендовать помещения, собирали барахло и уезжали, кто куда мог. Кто-то перевозил оборудование в гараж, в собственные квартиры, к друзьям. Анимация – производство длительное. Если человек запустился, то год, по крайней мере, работает над своим фильмом. Кто не знает, то полнометражный мультфильм делается четыре года, маленький, десятиминутный – год".
По словам режиссера, Центральное телевидение отечественные мультфильмы не показывает, лишь изредка они идут по каналу "Культура".
"Нам государство дает деньги просто на поддержание этого вида культуры – анимации. Чтобы это сохранилось, а не для того, чтобы показывать народу и на этом зарабатывать, - говорит Мария Муат. - Нас нет в прокате. Прокатчики смотрят – им не нравится, они кино не показывают. Во Франции, тебе нравится или не нравится, но ты должен показывать национальное кино. Таким образом, французы защищаются от "Черепашек-ниньзя" и всего анимационного дерьма, которым заполонили наше телевидение".
Весь секрет, по мнению Муат, в том, что "наше телевидение поступает просто – заключают договор с "Диснеем", что они два года показывают какой-нибудь сериал, и в этом договоре есть пункт, что они не имеют права показывать наши фильмы. Вот и все". Мария призналась, что ее фильмы лежат у нее дома.
"Я показываю их на фестивалях, на творческих встречах. В год Гоголя, а это наш 2009 год, мой мультфильм "Он и она" (экранизация повести Гоголя "Старосветские помещики", Главный приз за "Лучший анимационный фильм" на 16-м фестивале короткометражного кино в городе Раума (Финляндия, 2009) не показали ни по какому каналу", - замечает режиссер. Художник анимационного кино Марина Курчевская из Москвы ничего хорошего не ждет от ближайших лет.
"Если раньше я шла взахлест сразу на несколько картин, то сейчас выбирать практически не из чего. Мы работаем в кукольном кино, оно дорогостоящее. Рисованное кино сейчас упрощено компьютером, а куклы надо делать. Конструкция дорогущая – одевает кукол один человек, головки им делает другой, расписывает еще один человек. И декорации делает другой. Мы делали новую картину в условиях кризиса. Я, художник-постановщик, рисовала эскизы, чертежи, сама расписывала кукол, сама делала декорации". Сатирик, сценарист Вадим Жук считает, что "в условиях финансового кризиса анимация ведет себя вполне адекватно и героически. Продолжают делаться фильмы и вполне качественные". Его печалит другое – для чего это делается.
"Есть тонкие, нежные фильмы, есть смешные. Кто их увидит? В смысле воспитательной задачи искусства – кого оно воспитает? Не в финансовом кризисе дело, а в постановке идеологической работы в государстве. Гораздо больше мы видим американских фильмов. Посмотришь пятнадцать минут и идешь умыться. Идеология тупая, сценарии тупые, нет никаких изюминок. Это не фильмы, полные достоинств, а ширпотреб. И что интересно, он имеет у детей зрительский успех. Вот это грустно. Это моральный и эстетический кризис".
"Потому что у людей, которые делают детские сериалы, в глазах только доллары, - говорит режиссер Иван Максимов. - Детей они в упор не видят. Поэтому очень важно не дать детей в обиду, чтобы не начали снимать для четырехлетних детей какую-нибудь чернуху. Если у ребенка спрашивать: "Чего ты хочешь?", а он смотрит "Трансформер", то он ответит: "Хочу "Трасформеров", только еще побольше и еще пострашнее". Полная версия материала опубликована на сайте "Родной газеты".