Фильм «Нефть», оригинальное название которого звучит как "И будет кровь / There Will Be Blood", выходит в широкий российский прокат. Считавшийся главным претендентом на премию "Оскар", новый фильм Пола Томаса Андерсона действительно повествует, скорее, не о нефтяниках, а о том, какой кровью из недр земли добывается черное золото и во что может обратиться алчность и первобытная капитализация.
Существует полу-легенда, полу-анекдот о том, как работники "Price Water House Coopers", крупнейшей в мире юридической и маркетинговой организации, заполняют конверты с именами победителей "Оскара". В ночь перед вручением американской награды сотрудники компании достают все статьи, в которых кинокритики прогнозируют результаты "Оскара", и дружно высмеивают рецензии, вписывая имена настоящих победителей.
Неизвестно, как смеялись в офисе "PWHC", когда им первым стало известно, что получивший оглушительные похвалы во всем мире и равное с творением братьев Коэнов "Старикам здесь не место" количество номинаций на "Оскар" фильм "Нефть" фактически "пролетел" в этом году. Даже в России "Нефть", обладая достаточным потенциалом коммерческого хита, выходит несколькими десятками копий.
Пол Томас Андерсон считается мастером увлекательного нарратива, который он может сделать интересным даже из совершенно несмотрибельного сюжета. В свое время академики проглядели "Магнолию", впоследствии названную критиками "одним из лучших фильмом 90-х годов". Спустя пять лет они попытались наверстать упущенное и наградили картину "Столкновение" Пола Хаггиса, снятую в таком же нелинейном пространстве и получившую от критиков прозвище "Магнолия" для глупых". В 2008 году снова была предпринята попытка обратить внимание на 38-летнего Андерсона, однако "Нефть" получила "Оскаров" только за Дэниэла Дей-Льюиса, исполнителя главной роли, и операторскую работу Роберта Элсуита.
Претензии российских критиков по поводу того, что русский перевод названия фильма - "Нефть" - гораздо примитивнее, чем его настоящее название "И будет кровь", лишены оснований хотя бы потому, что оригинальный роман Эптона Синклера, по которому поставлен фильм, называется именно "Нефть! / Oil!". Ход же Андерсона со строчкой одной из библейских ораторий "И будет кровь" акцентирует проблематику столкновения двух "религий": церковной и капиталистической.
Дэниэл Плэйнвью – предприниматель, который в конце XIX века одним из первых поймал золотую (в данном случае – черную) жилу в виде нефти. В то время еще никто не мог себе представить, что эта вязкая субстанция через сотню лет даст возможность приобретения заводов, газет, пароходов и футбольных клубов. Воспользовавшись наивностью простых жителей Америки, Дэниэл скупает земли практически за бесценок для бурения скважин и построения нефтяных вышек. Так начинается история греха и гордыни, богатства и падения, любви и ненависти промышленника Дэниэла.
Можно сказать, что Дэниел – это выдающийся пиар-менеджер, владеющий искусством убеждения. Его богатство начинается с боли физической (он сломал себе ноги на серебряных приисках), заканчивается болью душевной (потеря семьи в виде оглохшего после аварии на вышке сына, потеря брата и человека, выдающего себя за брата). Его одержимость идет не столько из жажды денег, сколько из подмены понятий. Нефть – замена религии (недаром один из героев говорит о том, что это кровь Господа). Вышки – храмы. Работники – семья. Даже внезапно появившийся якобы брат вызывает сомнения у Дэниэла в родстве, и только готовность работать убеждает на некоторое время Плэйнвью в том, что появившийся человек – действительно брат. Нефть измеряется не в галлонах, а в количестве пролитой человеческой крови.
Поэтому конфликт нефтяного магната и молодого священника (интересная работа Пола Дано, почему-то никак не отмеченного ни академиками, ни критиками) становится не менее важной сюжетной канвой, чем история грехопадения, восхода и заката. "Я победил тебя! Я – твой третий приход!", - говорит Дэниэл в своем финальном монологе священнику Элаю. И ему в этой дьявольской истине трудно не поверить.
Андерсон опять показал своё мастерство: как превратить не самый удобоваримый текст в азартное и интересное повествование. И опять оставил в финале вопрос, оглушив зрителя неожиданно оборванной концовкой. Как дождь из лягушек – так и внезапно прерванная история. Впрочем, насколько внезапно – дело ни критиков, ни работников "Price Water House Coopers", ни киноакадемии. Достаточно только включить новости или посмотреть в окно, чтобы понять, что история продолжается.