Византийская молитва и три буквы найдены на уникальном кирпиче в Новгороде
Церковь Успения Богоматери на Волотовом Поле – одна из тех новгородских церквей, которые в наибольшей степени пострадали от наступления немецко-фашистских войск. Во искупление ущерба, нанесенного церкви в годы войны, Германия вышла с предложением оказать финансовую помощь в восстановлении этой церкви. Благодаря межправительственному российско-германскому соглашению восстановление церкви началось в 2001 году и продолжается в настоящее время. Наиболее тонкая работа связана с восстановлением уникальных фресок, оставшихся в церкви в виде тысяч раздробленных элементов. Эту работу сейчас проводят мастера новгородской реставрационной мастерской «Фреска».
В ходе работ, однако, новгородские специалисты «попутно» сделали и еще одно открытие, позволяющее предположить, что византийские мастера, участвовавшие в создании уникальных фресок, участвовали и в создании самой церкви. Как рассказала корреспонденту Агентства национальных новостей директор мастерской "Фреска" Тамара Анисимова, уникальный кирпич, таивший секреты далекого прошлого, нашли в ходе разбора кирпичных завалов, оставшихся от обрушения части восстанавливаемой ныне церкви. Поначалу на этот кирпич не обратили никакого внимания, однако когда один из рабочих-каменщиков начал освобождать площадь кирпича от прилипшей к нему штукатурки, на нем проявились контуры изящного, выполненного, безусловно, рукой одаренного человека, рисунка.
«По всей видимости, - говорит Тамара Анисимова, - поскольку дата строительства самой Церкви Успения Богоматери на Волотовом Поле – 1352 год, то и рисунок относится к этому же периоду. Сегодня можно утверждать, что эта находка датируется 14 веком».
По единой оценке специалистов, рисунок на кирпиче - уникален. Вдвойне ценен еще и потому, что изображения на нем предельно реалистичны: и силуэт парусно-весельного корабля (вероятно, ладья), и три воина на его корме. Кроме того, на рисунке хорошо просматриваются и три буквы.
Уникальным этот рисунок на кирпиче специалисты считают еще и потому, что ранее изображения кораблей практически не встречались в новгородских церквях ни в каком виде. В поисках объяснения феномену ученые обратились к традициям запада, существовавшим в 14 веке. И выяснилось, что традиция рисовать в храмах корабли существовала в странах Средиземного моря.
Как полагает доктор исторических наук из Санкт-Петербурга Александр Мусин, в Средиземноморье, и в древности и даже в наше время, существовала традиция изображать суда, на которых спаслись люди, и передавать те рисунки в дар церквям.
Согласно ныне существующей гипотезе, кто-то из древних византийцев, проделав тяжелый путь до Новгорода, решил таким образом возблагодарить Бога за удачно завершившееся путешествие и заложил кирпич с собственным граффити в стену строящейся церкви. Но обычно подобные граффити в странах средиземноморья прочерчивались на стенах храма, а «новгородский кирпич» был заложен в кладку так, что его никто не мог видеть. По-видимому, "благодарственная молитва", зафиксированная на кирпиче, была обращена автором только к Богу. А тот факт, что кирпич с граффити был заложен в основание церкви, говорит о том, что византийские гости принимали участие не только в росписи храма, но и в его строительстве.