В этот раз основу составляют картины, вряд ли рассчитанные на широкую зрительскую аудиторию, или, проще говоря, арт-хаус.
Уже был показан «Самый главный босс / Direktoren for det hele», неожиданно для всех снятый известным шведским скандалистом Ларсом фон Триером в жанре несвойственном режиссёру: комедия, да еще и производственная. Был показан один из немногих фильмов, которому уготован широкий прокат, российская картина-дебют режиссера Андрея Панина "Внук Гагарина" - достаточно лёгкая и простая лента о негритенке-детдомовце с титульной фамилией, который пытается существовать в современной российской действительности. На юбилейном фестивале показали и юбилейную картину, снятую 20 лет назад "Дурную кровь / Bad blood / Mauvais sang" Лео Каракса в своё время определившую развитие авторского кино на много лет вперед.
Некоторые изменения в программе фестиваля позволили перенести показ «Проклятие золотого цветка» / "Сurse of the golden flower" знаменитого режиссера Чжана Имоу на прошедшее воскресенье, а в понедельник показать сразу два фильма, один из которых стал "фильмом-сюрпризом", без которого не обходится ни одна "Эйфория".
Если новое творение Чжана Имоу, знакомого российскому зрителю по его «Герою» и "Дому летающих кинжалов", не принесло никаких открытий или откровений – это опять приключенческая лента об императорских интригах времени правления династии Тан с драками и полётами на тросиках, то ленты, показанные 2 апреля, оказались достаточно неожиданными.
Если уж сам куратор мини-кинофестиваля, критик Андрей Плахов, представляя со сцены фильм, говорит о нём как о «совсем необычном», значит, будет действительно нечто особенное. Драма "Ласточки прилетели" Аслана Галазова необычна уже своим происхождением. Это первый за много-много лет фильм осетинского производства (но не без помощи российских кинематографистов). Дебютант-режиссёр с дебютантами-актёрами в этом году получили из рук всё того же Лео Каракса главный приз Международного фестиваля кинематографических дебютов "Дух огня".
«Ласточки…» надо смотреть, не зная проблематики. Тогда главный персонаж, человек-тень, фактически сомнамбула, живущий двойной жизнью преподаватель литературы, представляет как минимум интерес. Медленно и тяжело он ходит по городу, заходит к друзьям, некоторые из которых его сразу гонят, некоторые заводят с ним философские беседы. Каждая фраза в них - то целое высказывание, то умозаключение, то притча. Он совершает странные поступки, разговаривает сам с собой, кому-то врёт, от кого-то бежит. Однако когда обнаруживается, что Пик, так зовут главного героя, - наркоман со стажем, всё становится на свои места и обнаруживается, что фильм проще, чем это казалось с самого начала и даже где-то банален. Не "На игле", конечно, в нём нет никаких постмодернистских и "эмтивишных" штучек и шуточек, - это именно размеренный, неторопливый рассказ о двух днях из нелёгкой жизни наркоманов.
Зато «фильм-сюрприз», который не был изначально заявлен в программе фестиваля, - это полностью оправдывающий свой эпитет "Натюрморт" режиссера Цзя Чжанкэ, главный призер 63-го Венецианского кинофестиваля, еще одна восточная картина на "Весенней эйфории". Говорят, что Чулпан Хаматова и Катрин Денев чуть ли не насильно уговаривали своих коллег по судейству на последнем Венецианском фестивале присудить "Натюрморту" главный приз и уговорили таки, хотя, он не считался фаворитом среди прессы и публики.
Чем странен фильм? Он вызывает вопросы, буквально каждую минуту. Два сюжета, практически не связанные друг с другом. Был провинциальный городок – не стало городка: из-за строящейся огромной плотины он оказался затоплен. Никакого «Прощания с Мещерой» - этот фильм, скорее, о поисках. В поисках своих родственников, живших когда-то в этом городе, на это место возвращаются шахтёр и медсестра. Их пути никак не пересекаются. Он ищет свою дочь, она – мужа. Он, чтобы как-то прожить в ожидании информации о месте нахождения дочери, нанимается в бригаду тех, кто сносит оставшиеся дома. Она ищет мужа-инженера, построившего дамбу, чтобы с ним развестись. Не без комедийных эпизодов, которые кажутся комическими, скорее, для русскоязычной публики, фильм наполнен странными типажами. Странными пейзажами, где кажущийся полуразрушенным дом, вдруг, становится взлетающей ракетой. Летают тарелки, какие-то люди ходят по воздуху.
Проще всего можно было бы объяснить «Натюрморт» столкновениями реального и фантастического, разрушения и строительства, прошлого и будущего. Но, кажется, он куда сложнее, чем это может казаться. Время покажет.
Скорее всего, самым странным фильмом может стать сегодняшняя премьера, которая, кажется, будет кульминацией нынешней «Эйфории». Это новый фильм Дэвида Линча "ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ / INLAND EMPIRE" (только заглавными буквами, никак иначе!). По словам Андрея Плахова, "фанаты Линча" сбросились и организованно скупили все места большого зала "Ролана", где состоится показ. Культовый режиссёр – тоже, кстати, триумфатор последнего Венецианского кинофестиваля - судя по рассказам, снял свой самый непонятный фильм, который оставляет в недоумении даже самых страстных поклонников режиссёра. Три часа детектива в детективе детектива, где всё, в конце концов, является не тем, чем кажется. Проще говоря, типичный "фильм Дэвида Линча".