На "четыре измерения Антона Корбайна" пришла вся московская богема
Премьера выставки известного голландского фотографа Антона Корбайна, специализирующегося на снимках известных деятелей современной поп-культуры, прошла в четверг в Москве. Сотрудники Московского музея современного искусства признались: такого стечения публики в своих стенах они видят очень и очень редко.
«Четыре измерения Антона Корбайна» - а именно так называется экспозиция - привлекли чуть ли не всю столичную богему, не говоря о журналистах, которые в попытках добраться до одного из знаменитейших фотографов нашего времени, лично приехавшего, чтобы представить свои работы, чуть ли не давили друг друга.
Концептуально выставка выглядела так: заходя в каждый зал, посетитель видел перед собой большую пустую белую стену и только потом – развешенные по боковым стенам фотографии: большие и не очень. С учетом того, что автор – поклонник монохромных фотографий, такое решение было более чем оправданным с визуальной точки зрения.
"Четыре измерения Антона Корбайна" - это четыре периода творческой биографии фотохудожника, которые были размещены на выставке в хронологическом порядке.
Первый зал – начало 70-х годов, когда Корбайн только пробовал снимать. Это была простая черно-белая 35-миллиметровая камера, неумение работать со светом и, как признается сам художник, "всё получалось абсолютно случайно".
К сожалению, на выставке не представлены его первые опыты, сделанные Корбайном на концертах "Sex Pistols", зато во всю стену красуются огромные четыре фотографии, на которых изображены подозрительно знакомые лица. Это – Kraftwerk 1980 года. Учитывая, что знаменитые электронщики всегда были, как бы сейчас сказали, "виртуалами", то, по признанию автора, на снимках изображены не лица, а головы кукол. Рядом – знаменитая фотография Joy Division, где музыканты сняты со спины, которую изначально отказались покупать продюсеры, но впоследствии именно она украсила один из синглов группы. Здесь же – одна из первых фото U2.
Второй зал – классический период 80-х годов, когда в объектив Корбайна попали все ключевые персонажи современной поп-культуры от Энни Леннокс до Питера Гэбриела, от режиссера Мартина Скорсезе до дизайнера Йоджи Ямамато, от актера Уильяма Дефо до продюсера Брайана Ино. Здесь же – много U2, вместе и по отдельности.
Третий зал – это эксперимент Корбайна, когда он решил сделать фотографии в стиле "папарацци". Знаменитости изображены таким образом, как будто их сняли в неподходящее время в неподходящем месте. Кайли Миноуг в откровенной блузке смотрит из окна и разговаривает по телефону. Майкл Стайп (солист группы R.E.M.) вылезает из бассейна. Всё выполнено в мягких синих тонах (U2 не было замечено).
Четвертый – это, как сказал Корбайн, период, когда ему надо было "встряхнуться" и сделать что-то такое, чего он раньше никогда не делал. То есть автопортреты. Но каждая из представленных работ изображает художника в образе одного из деятелей поп-культуры: Боб Марли, Джон Леннон, Марк Болан, Сид Вишес, Элвис Пресли и другие персонажи, только с неименной приставкой "как будто". "Как будто Марли", "как будто Леннон" и так далее. Кстати, это один из немногих залов, где можно увидеть цветные фотографии.
Об этом почему-то не сообщается, но на выставке представлено и "пятое измерение" - оно находится в отдельном закутке, где безостановочно показывают видеоклипы, снятые Корбайном в разные времена: Nirvana, Joy Division, U2 и многие другие ролики, ставшие уже давно классикой музыкального телевидения.
Неискушенный посетитель может спросить: и что такого в этих странных фотографиях? Ну люди, ну известные, не лучше ли купить любой из глянцевых журналов, где таких персонажей пруд пруди? Известный музыкальный критик Артемий Троицкий довольно подробно ответил на эти гипотетические вопросы:
- Я поражен: не помню, чтобы у нас в России, во всяком случае за последнее время, на премьере выставки присутствовало столько людей, журналистов, столько фото- и видеокамер. Разумеется, возникает законный вопрос: а собственно, с какой это стати, и чем это Антон Корбайн так хорош?
Я думал над этим и нашел три причины. Первая причина заключается в том, что он просто хороший фотограф. И, что особенно важно, он мгновенно узнаваемый фотограф, у него есть свой стиль, своя атмосфера. Большинство разных "модных" имен, которые гуляют по глянцевым журналам, спутать очень легко, а его сразу заметно.
То, что он сделал с миром поп-музыки и кино, - примерно то же самое, что сделала фотохудожник Диана Арбус. Она, кстати, покончила с собой, как и Иэн Кёртис, персонаж дебютного фильма Корбайна "Контроль" (фотограф привез с собой эту ленту для показа в рамках московской выставки – прим. АНН). То, как она изменила в свое время своими фотографиями человечество, - так же Корбайн своими работами изменил представление об этих персонажах, которых он снимал. Ведь он их выставил в не совсем характерном свете.
Я пробежал галопом по этой выставке, и удивительно: ведь там висят фотографии совершенно каких-то "беспонтовых" попсовых людей. Джон Бон Джови, Стили Дэн, Бой Джордж. И даже эти, не особо великие персонажи, и те выглядят на фото очень значительно и намного интереснее, чем та музыка, которую они делают. Это же касается и голливудских звезд. Так что Корбайн – хороший фотограф.
Второе – это то, что он хороший человек. Я был на тусовках, где были его модели, такие как Depeche Mode, U2, и со стороны за этим слегка наблюдал. При том, что Корбайн – довольно видный парень, высокого роста, и должен бросаться в глаза, - он, на самом деле, себя настолько идеально вел, что вообще был незаметен.
Это я к тому, что к некоторым фотографам с недавних пор отношусь с недавних пор довольно плохо из-за таких людей, которых называют "папарацци". У меня такое ощущение, что вот эти люди стараются всячески себя выпятить, держат себя запанибрата, со всеми обнимаются. Настоящий мастер своего дела ведет себя так, чтобы его не было ни видно, ни слышно. Он наблюдает жизнь и эту самую жизнь фиксирует, поэтому ему удаются фантастические снимки.
Корбайн - из таких скромных людей, он хорошо образован, с ним можно поговорить на разные вещи, он хороший компаньон. Всем тем, кто хочет добиться от профессии того, чего добился он, нужно себя вести соответствующим образом.
И третье – это то, что он оказался в нужное время в нужном месте. Доля везения тут тоже есть. Он начал снимать в конце 70-х годов – это панк-рок, это новая волна, это и Лондон, и Манчестер, и Дублин, это начало пути всех тех замечательных ребят, которых он снял. При этом он успел зафиксировать и уходящую натуру: у него есть фотографии Капитана Бифхарда, Джона Гейла, Леонарда Коэна. С этими людьми он тоже успел поработать.
В этом есть некоторое везение, потому что представить себе, что он начал бы работать в нынешнее время и принялся снимать американскую или английскую "Фабрику звезд" или, как у них, "Pop Idol"… Или вынужден был снимать Бритни Спирс (хотя, нет, Бритни – это уже персонаж, это фактически клиентка Корбайна, учитывая все её психиатрические дела)… В общем, сейчас бы ему повезло меньше.
Галеристы и арт-критики уже назвали "Четыре измерения Антона Корбайна" "важнейшей выставкой последнего десятилетия". Она проходит в Музее современного искусства с 21 марта по 4 мая.