Фестиваль «Златозарные звоны» открылся в субботу в музее деревянного зодчества "Витославлицы" и на звоннице Софийского собора, колокола которой оповестили своей музыкой об официальном открытии фестиваля.
Звонари Северо-запада ждали этот фестиваль ровно год, дебютный фестиваль «Златозарные звоны» такого масштаба прошел в Новгороде ровно год назад – в сентябре 2005 года. Он пользовался в городе большим успехом и у людей, даже далеких от колокольного искусства. Фестивалем остались довольны и непосредственные его участники – звонари, которые отмечали, что колокола Новгорода и его окрестностей дают ни с чем не сравнимую возможность показать свое искусство с использованием разноголосого ансамбля новгородских звонниц. Качество звучания новгородских колоколов характеризовалось как «исключительное». Тогда же звонари выступили с инициативой сделать фестиваль "Златозарные звоны" традиционным. Эта инициатива нашла поддержку и в мэрии города, и в администрации области.
В этом году организаторами фестиваля выступили областной комитет культуры и областной Дом народного творчества. Звонарям фестиваля «Златозарные звоны-2006» вновь предоставлены лучшие звонницы новгородских храмов.
Как рассказал корреспонденту Агентства национальных новостей один из вдохновителей фестиваля, руководитель новгородского ансамбля звонарей "Ермолай" Андрей Васильев, сама идея такого фестиваля зародилась еще в 2000 году, когда новгородские звонари приняли участие в иных колокольных фестивалях, проводившихся и в Ярославле, и в Подмосковье.
«Принято считать, - говорит Андрей Васильев, - что Новгород - признанный центр колокольного искусства. Однако мало кто в России знает, что в двадцатых годах колокольное искусство в Новгороде было утрачено полностью. Закрылись практически все церкви, а многие колокола были отправлены на переплавку под лозунгом "Колокола - на индустриализацию!". С тех пор вплоть до 1991 года колокола в Новгороде были лишь музейным экспонатом. С возвращением же новгородской епархии Софийского собора возникла и проблема возрождения колокольных звонов. Но, увы, тогда в Новгороде - центре колокольного искусства - не осталось ни одного человека владевшего этим искусством".
Возрождение колокольного искусства в городе началось с того, что студенты училища искусств (в то время) Андрей Васильев, Павел Радин, Алексей Заварин в переменах между "парами" приходили на Софийскую звонницу, чтобы освоить старинное искусство, которое передавал новгородцам наставник из Архангельска Иван Данилов. С течением времени для этих людей колокольное искусство стало основным делом жизни. Тогда же во всех действующих церквях города и области начали устанавливать колокола. В основном это были колокола, выплавленные в 90-х годах ХХ века в литейных мастерских Воронежа и Каменска-Уральского.
Никто из сегодняшних звонарей не станет утверждать, что их звучание хуже, чем древних колоколов. И все-таки музыкальный "набор" отличается. Именно с этим связана вторая цель фестиваля - вернуть Новгороду не только колокола, но и музыкальную палитру старины. По мнению Андрея Васильева, сегодня этого можно добиться. После возвращения на Софийской звоннице были установлены колокола, чей вес намного меньше старинных колоколов (праздничный колокол, к примеру, весил 1600 пудов, в то время как самый массивный из сегодняшних весит в три раза меньше), и звук, соответственно, иной. Хотя многие из колоколов Софийской звонницы утрачены, возможности литейщиков позволяют ныне отлить полные копии старинных колоколов.
К тому и стремятся новгородские звонари, поддерживаемые такими патриархами колокольного искусства, как, например, руководитель ансамбля звонарей Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов. Он принимал участие в реставрации московского Данилова монастыря, а с 1991 года является старшим звонарем обители. Иван Коновалов возглавлял и работы но возобновлению колокольных звонов Московского Кремля, Храма Христа Спасителя. Сегодня Иван Коновалов ведущий российский специалист-эксперт в области истории колоколов и колокололитейного дела. Под его руководством и при непосредственном участии в России и за рубежом восстановлены сотни колоколен и звонниц.
Проблемам возрождения колокольных звонов Новгородчины был посвящен второй день фестиваля, когда все его участники отправились в город Валдай, где был проведен «круглый стол» по проблемам и перспективам возрождения колокольного искусства в России в валдайском "Музее уездного города". Кроме того, в воскресенье мастера колокольного искусства выступили как сольно, так и в составе ансамблей на звоннице знаменитого Иверского монастыря.