"Телепорт": попытка вдохнуть новую в жизнь в фильмы о супергероях
На экраны вышел фильм «Телепорт / Jumper» режиссера Дага Лимана, который известен среди любителей кино как человек, переосмысливающий закостенелые жанры. Именно это являлось предметом тревожного ожидания для поклонников фэнтези: в новой картине главные герои проявляют способности к телепортации, однако критики не сходятся во мнениях, удалось ли Лиману изменить стандартный сюжет о людях со сверхъестественными способностями.
Режиссер Даг Лиман заслуживает отдельной диссертации: например, на факультете журналистики ВГИКа или любого другого киноведческого вуза. Дело не в том, что он будто рожден для того, чтобы снимать только хиты проката, а в том, что, работая в давно сформированных и не терпящих постороннего вмешательства жанрах, он постоянно выдумает даже не велосипеды, а целые спортивные магазины.
Если семья секретных агентов, то мистер и миссис Смит: они становятся живыми киноцитатами уже «при жизни», а одна только перестрелка между мужем и женой за несколько лет, прошедших после премьеры ленты, становится поводом для пародий в сразу нескольких картины и мультфильмах.
Если шпион, страдающий амнезией, то это не выхолощенный красавец во фраке, а простоватый тип с лицом Мэтта Дэймона, который смотрится как родной что в Москве, что в Берлине.
Если бы «Идентификация Борна» и "Мистер и миссис Смит" не стали в свое время настолько популярны, то творения Лимана, возможно, даже не заслуживали бы отдельного упоминания. Однако сообщение о том, что режиссер берется за фантастику, повергло фанатов в радостное предвкушение. На лицах кинолюбителей читалось: "теперь Лиман переделает и этот закостеневший стиль".
Поэтому «Телепорт», вышедший 14 февраля в мировой прокат, мог бы стать своего рода "проверкой на вшивость" для режиссера: предыдущие хиты стали такими популярными только за счет случайных обстоятельств или за счет действительного таланта Лимана?
Многие могут посчитать, что проверку Даг не прошел. «Телепорт», изначально создававшийся препарирование столь важного для американского народа жанра, как "фильм о супергероях", может показаться большинству зрителей телесериалом "Heroes" для большого экрана.
Дэвид Райс (Хайден Кристенсен, отчаянно борющийся с образом Энакина Скайуокера из «Звездных войн» последнего созыва) обнаруживает в себе способность к телепортации. Откуда это в нем появилось — не объясняется. Это прием тоже отсылает зрителя к многочисленным телепостановкам: "какая разница, откуда, лишь бы было".
Что делает молодой человек, узнавший, что ему ничего не стоит в одно мгновение пересечь половину земного пространства (скажем, перенестись куда-нибудь ближе к Австралии, чтобы покататься по волнам на доске)? Разумеется, натешившись бесполезным ребячеством вроде завтрака на голове у сфинкса в Гизе, Райс начинает применять свои способности с более внятными целями. Например, почему бы не ограбить банк?
В этот момент зритель может и вздохнуть с облегчением: казалось, Лиман на самом деле создает принципиально нового супергероя. Но тут появляются «классическая девушка» (Рэйчел Билсон, до этого известная по ролям в популярных сериалах) и "классический злодей". "Злодей", член ордена паладинов, сражающихся с телепортами — седой Сэмюэль Л. Джексон, известный актер, уже снимавшийся с Кристенсеном в "Звездных войнах" последнего созыва.
После двух этих явлений Лиман и его творение начинают блуждать в дебрях штампов «героических» фильмов. В них может происходить все, что угодно, и это "все" будет предсказуемо во всем, кроме финала. А там картина вдруг обрывается в расчете на будущие продолжения. Том, что фильм снимал Даг, заметно только по широкой географии съемок: полем действия ленты стал Токио, Рим, Торонто и другие "вечные города".
Как сообщают продюсеры «Телепорта», фильм станет трилогией с небольшой оговоркой: если первая часть окажется успешной. Именно этот пункт и может стать камнем преткновения для съемок. Судя по всему, фильм может не оправдать ожиданий и стать очередной попыткой, не более, сделать что-то отличное от сериала "Герои" или эпики "Фантастическая четверка". Слово за вами, товарищ зритель. То есть товарищ доллар.