Все, что нужно знать
All you have to know
Кто в мастерской?
Новости
Архив
Дружественные сайты
Мастерская переводчика

 
Счетчики






Юрий Любимов: Свое личико должно быть, только свое!


Юрий Петрович Любимов родился 30 сентября 1917 года в Ярославле в простой семье. С раннего детства, особенно когда в возрасте пяти лет он с отцом и матерью переехал в Москву, его воспитывали как ребенка с культурным образованием. В столице он впервые увидел настоящую театральную постановку. Это был спектакль МХАТа «Синяя птица», с него и началась любовь в театру. Потом он с восхищением смотрел "Горе от ума", спектакли Мейерхольда "Лес", "Ревизор", позже - "Даму с камелиями".

Как человеку из «неблагородной» семьи мечту стать актером Любимову пришлось на время оставить и поступить в электромеханический техникум. В 1934 году Юрий был принят в студию при МХАТе. Первой, хоть и эпизодической, ролью стала игра в спектакле "Мольба о жизни" Ж. Деваля. Любимов сыграл свою первую, пока эпизодическую роль. В этом спектакле он работал с такими столпами и ныне считающимися легендами русского театра, как Гиацинтова, Берсенев, Образцов… Однако, как его тогда называли, МХАТ-2 был закрыт по велению властей в 1936 году, труппа распущена, как и театральная студия.

Примерно в это же время Любимову пришлось столкнуться с еще одним проявлением сурового режима: арестовывают его отца и мать. Раскулачивают деда, которому пришлось покинуть свою вотчину и переехать в Москву.

С расформированием МХАТ-2 Юрий Любимов поступает в училище при Театре им. Вахтангова, сразу был введен в знаковую постановку «Принцессу Турандот». Но в 1941 году он покидает "вахтанговский" и всю войну служит Ансамбле песни и пляски НКВД, который давал концерты по всей линии фронта.

После окончания войны Любимова принимают в труппу Вахтанговского театра уже не как студента, а как полноценного состоявшегося актера, и он работает на сцене этого театра до 1964 года. Среди его ролей, сыгранных в этот период, - Сирано, Треплев, Ромео, Моцарт.

Тогда же Любимов начинает сниматься в кино. Его приглашают в свои фильмы Александров, Козинцев, Довженко, Пырьев и другие великие режиссеры. Всего у Юрия Любимова более двух десятков актерских работ в кино и более тридцати в театре.
В 1959 году на сцене театра им. Вахтангова у Любимова выходит его режиссерский дебют, которым сразу становится довольно рискованная пьеса тогда еще не опального Александра Галича «Много ли человеку надо». В 1961 году режиссер начинает преподавать в Театральном училище им. Б. Щукина.

В 1963 году он ставит со своими студентами знаковый спектакль «Добрый человек из Сезуана» Бертольда Брехта. Постановка вызывает настолько огромный резонанс, Юрию Любимову предлагают возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской площади, куда он приглашает работать своих выпускников курса, и с этим составом 23 апреля 1964 года открывает свой первый сезон "Добрый человек из Сезуана" новый театр, театр на Таганке. Пьеса Брехта в постановке Юрия Петровича и по сей день является классикой отечественной театральной школы.

Театр на Таганке Юрия Любимова мгновенно стал, по выражению Эйдельмана, «островом свободы в несвободной стране». А к середине семидесятых годов Таганка становится одним из театральных центров мира. Он гастролирует по многим странам, получает самые высокие оценки, зарабатывает многочисленные награды, актеры театра становятся самыми яркими звездами на небосклоне мировой кино- и театральной элиты.

Спектакли и труппа Таганки всегда является главным объектом ярости тогдашних властей. Особенный кризис случается после смерти Владимира Высоцкого, наиболее заметного актера Театра на Таганке. В 1980 году запрещают спектакль, посвященный его памяти, в 1982 - «Бориса Годунова» по Пушкину. И хоть с запретами театр встретился не впервые, но с 1980 по 1983 годам снятия с репертуара спектаклей происходят, чуть ли постоянно. В 1984 году Любимов выезжает в Англию для постановки в лондонском театре Лирик "Преступления в лондонском театре Лирик, по возвращению оттуда он узнает, что он не просто освобожден от должности художественного руководителя Театра на Таганке, но и специальным указом лишен советского гражданства. Он много работает на Западе, но вернуться в Москву ему удается лишь спустя пять лет.

Сегодня театр на Таганке – один из важнейших театров, как России, так и мира. Стиль спектаклей Любимова узнаваем и является настолько уникальным, что мэтр дает мастер-классы в самых разных точках земного шара. Его пренебрежение к авторским текстам и строгое отношение к актерам являются притчами во языцех. Но главное не в этом, главное в том, что Юрий Петрович в 90 лет, которые ему исполняются 30 сентября, полон жизни и творческой энергии. Билеты «на Таганку» по-прежнему так же трудно достать, как и в 60-70-е годы, кассы все так же еле сдерживают напоры поклонников.

К своему юбилею Юрий Любимов подготовил подарок – новую постановку, которой стала «Горе от ума —Горе уму — Горе ума» по А. С. Грибоедову. "Горе…" увидели еще единицы, а Любимов уже говорит журналистам о своих планах. По его словам, он уже готовит "Замок" по Кафке.

О своих работах и своем творческом долголетии мастер как: «Только индивидуальность и оригинальность ценны в искусстве. Свое личико должно быть. Только свое! Только это спасает».

Реклама

 
Партнеры
Copyright © "Мастерская переводчика" 2002-2012
Hosted by uCoz