В историческом музее пройдёт уникальная выставка русской миниатюры
Государственный исторический музей впервые экспонирует уникальную, не имеющую себе равных среди частных собраний по объему и художественной ценности, коллекцию SEPHEROT Foundation (Фонд СЕФЕРОТ, Лихтенштейн), сопоставимую лишь с собраниями крупнейших отечественных музеев.
В основе выставки - собрание, составленное Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем, а также миниатюры из коллекции великого князя Николая Михайловича и из фамильных и коллекционных собраний русской аристократии. В собрании отражены все значительные явления, представлены почти все крупные имена русских и иностранных миниатюристов, работавших в России на протяжении всего времени существования искусства портретной миниатюры, – с конца XVII до конца XIX века.
Выставка "Русская портретная миниатюра. Частное собрание русской миниатюры конца XVII – XIX века" из собрания SEPHEROT Foundation, которая пройдёт с 3 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года в историческом музее - это первая выставка частного собрания русской портретной миниатюры. В мировой практике выставки портретной миниатюры достаточно редки. Коллекция содержит около 170 миниатюр. Ее главная ценность - миниатюры XVIII века, которые немногочисленны даже в крупных отечественных музейных собраниях.
Коллекция является преемницей многих знаменитых собраний миниатюр. В её основе лежит обширное собрание, составленное за границей выдающимися деятелями отечественной музыкальной культуры Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем. Ряд миниатюр Фонда в начале XX века принадлежал историку русской культуры великому князю Николаю Михайловичу, его лучшая в России коллекция почти полностью была вывезена после революции за границу и распродана, и затем они попали в европейские коллекции Д. Давид-Вейлла и Ч. Клора. Немало миниатюр происходит из фамильных и коллекционных собраний русской аристократии, в частности, из собрания миниатюр М.А. Васильчиковой, из коллекции парижского антиквара А.А. Попова и многих других.
Эмалевые миниатюры в России редко выходили за пределы придворного круга, хрупкие по своей природе, они сохранились до нашего времени в небольшом количестве. Но в коллекции фонда представлены работы всех крупных эмальеров – Г.С. Мусикийского, А.И. Чернова, П.Г. Жаркова, Н. Соре, Д.И. Евреинова, а также весьма редкие эмалевые миниатюры П.О. Росси.
Особую ценность собранию придают его эмалевые раритеты и уникаты. Так, портрет молодого Петра I работы Джосиаса Барбета, по-видимому, является самой ранней миниатюрой царя, и вообще первым изображением русского человека в портретной миниатюре. Портрет Петра I типа Г. Кнеллера работы Шарля Буата, вероятно, одна из тех миниатюр, которые Петр заказал в Лондоне и привез в Россию, и которые стали образцами для мастеров-эмальеров Оружейной палаты. В коллекции представлены также портреты Петра I 1700-х годов работы первых русских миниатюристов, – все они служили когда-то наградными медальонами. Один из них сохранил свое первоначальное алмазное убранство. В собрании находится единственная работа эмальера Серебренникова - портрет императрицы Анны Иоанновны, который открывает новое имя в искусстве портретной миниатюры в России.
Шедевром собрания, по праву, считается крупная эмалевая миниатюра Екатерины II работы П.Г. Жаркова 1791 года, изображающая императрицу в дорожном костюме.
В коллекции SEPHEROT Foundation замечательно отражена царская иконография - от самых ранних миниатюр молодого Петра I времен Великого посольства до Александра II, портреты членов императорской фамилии, выдающихся государственных и военных деятелей – А.В. Суворова, Г.А. Потемкина, А.А.Безбородко, А.С. Строганова, Д.П. Трощинского и др., участников Отечественной войны 1812 года – М.И. Кутузов, П.Х. Витгенштейн, П.И. Багратиона и др., видных представительниц аристократического общества, в том числе графини Е.И. Орловой, княгини Т.В. Юсуповой, графини Е.К. Воронцовой.