Рейтинг «R» означает ограничение: подростки до 18 лет допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей, либо законного представителя. Родители должны больше узнать о фильме прежде, чем взять на его просмотр детей. Рейтинг "R" также может быть назначен из-за используемого в фильме языка, темы, насилия, секса или изображения употребления наркотиков. Язык – английский с большим количеством английского нецензурного, тема – человечество не достойно жить на Земле, насилие – сколько угодно, секс – само собой, наркотиков не так много (алкоголя больше), но к авторам есть вопрос: "Что употребляли эти люди?" И, наконец, главное – всё это комикс.
Комикс Алана Мура, вошедший в основу фильма "Хранители", - культовый сборник графических, как теперь это принято называть, новелл, выходивший в середине 80-х годов прошлого столетия. Это единственный в мире комикс, вошедший в список журнала Time "Лучшие англоязычные романы с 1923 года". Его пытались в разное время экранизировать разные кинематографисты, но удалось только Снайдеру, чьи нездоровые эротоманские пристрастия стали объектом поклонения и пародий в виде насмешек над гомосексуальным подтекстом "300 спартанцев". И если в "спартанцах" постоянно возникал в голове вопрос: "А не издеваются ли над зрителем авторы фильма?", а в прекрасном по красоте "Рассвете мертвецов": "Это что юмор? Или на самом деле?", то в "Хранителях" - всё ещё сильнее. Время от времени настроение может меняться от "Да что за чушь!" до "Да как же гениально!" (и так в течение почти трёх часов, хоронометраж тоже удивляет). И это, да, комикс.
Насчёт "чуши" - это к тем снобам, кто привык, что комиксы – это "супермэны" и "спайдермэны" в лосинах и масках. Для них "Хранители" станут откровением и открытием, если досидят до конца. Главные герои фильма – это циничный человеконенавистник Комедиант, которому ничего не стоит изнасиловать коллегу по цеху или пристрелить Джона Кеннеди. Синий от макушки до пяток Доктор Манхэттен, весь фильм шастающий без штанов и показывающий свои гениталии чуть не на весь экран (спартанцы со своими кожаными трусами по сравнению с гигантским Доктором Манхэттеном – это детский сад просто). Нуаровый Роршах, лазающий по крышам в шляпе и шинели, но с произвольно меняющимся тестом Роршаха на тряпичной маске и с полным набором комплексов в голове. Шёлковый призрак-вторая, дочь своей легендарной матери-супергероини, единственная сексуальная женщина в фильме, секс с которой превратится в какое-то дешёвую эротику. И ещё несколько героев в команде, среди которых настоящими сверхспособностями обладает только Манхэттен.
Манхэттена люди называют то сверхчеловеком, то богом (один персонаж заявляет в камеру: "Сверхчеловек существует – и он американец", - и потом поправляется: "Бог существует – и он американец". Таких едких шуток в адрес американского самосознания в "Хранителях" - хоть отбавляй). Он может расщеплять и размножать различные субстанции, а также меняться от гигантского состояния до нормального человеческого. Именно он является носителем некоей мысли, которая с первого просмотра не всем будет понятна. Он только с виду спаситель человечества, на самом деле, ему глубоко наплевать. Когда землянам вот-вот придёт конец, он предпочитает поселиться на Марсе в медитации и в ожидании, когда же человечество вымрет. И это тоже комикс-история.
Остальные – не лучше. Психопаты, циники, преступники, подлецы – всё это состав команды "Хранителей". И кто они на самом деле? Боги? Сверхлюди? Или просто герои? На самом деле, ничего из перечисленного, правильный ответ – персонажи, придуманные Аланом Муром, для которого во всех ситуациях лучший выход из положения – это взять да и взорвать всё к чёртовой матери. Особенно чётко это прослеживается в еще одном его знаменитом произведении, анархическом триллере "V значит Вендетта", где взрыв английского парламента являлся единственным правильным решением для жителей мифического Лондона.
Нью-Йорк в "Хранителях" - тоже мифический. Точнее, параллельный: в 1985 году президентом США является бесконечно переизбирающийся Никсон, а все важные события в мировой и истории – дело рук Хранителей. Помимо вышеупомянутого убийства Кеннеди, войну во Вьетнаме выиграл Доктор Манхэттен: под звуки "Полёта валькирий" синий гигант вырос из-за горизонта и попросту расщепил поганых вьетконговцев. В комиксе-то!
Вообще, музыка в "Хранителях" - отдельная статья. Альтернативную историю земного шара режиссёр рассказывает во флэш-бэках под Боба Дилана "The Times They Are Changing", задавая тон всей будущей картине: почти документальные кадры очень живо иллюстрируют холодную войну. Советские солдаты в Афганистане; Уорхол, рисующий супергероя Ночную Сову; "Studio 54". Кровавое убийство – под нежнейшую "Unforgettable" Кинга Коула. Секс под Леонарда Коэна. Вылет на работу под "All Along The Watchtower" в исполнении Хендрикса. Всё это ретро удивительным образом органично ложится на мрачную и стильную картинку.
Когда же финал припечатывают My Chemical Romance с почти панковской "Desolation Row", то становится понятно, что ты сейчас видел, возможно, один из самых важных фильмов последних пяти лет, но из-за навязанной десятилетиями мишурой из комикс-стандартов что-то пропустил. Что-то недопонял. Но главная мысль ясна: если миром овладевает рак, если вот-вот начнётся ядерная война, если супергерои нужны только для защиты от атомной угрозы – то надо взорвать эту планету к чертям. Или, на крайний случай, поселиться на Марсе – там, говорят, лучше, чем на Земле. Самая лучшая альтернатива веселеньким фильмам, вышедшим аккурат к 8 марта.