80 лет назад в Туле был пущен первый трамвай на электрической тяге
Тула — далеко не первый город в России, где появился трамвай. Если следовать исторической правде, первый трамвай на территории постсоветского пространства пошел в Киеве в 1892 г. Через два года трамваем обзавелся Санкт-Петербург, затем Нижний Новгород, но все же Тула оказалась в первой десятке городов с трамваями.
До ноября 1927 г. туляки пользовались конкой, извозчиками и немногочисленными автобусами. Вопрос о пуске трамваев на электрической тяге в городе оружейников продвигался с большим трудом. Обсуждать его начали еще до Октябрьской революции, но так ни до чего и не договорились. Потом к этой идее вернулись уже при советской власти.
В 1922 г. местная газета «Коммунар» так писала об этом: "…вместо того, чтобы созывать совещания для разговора о трамвае, создавать на этот счет комиссии, подкомиссии и тому подобное, не лучше ли ликвидировать дровяной кризис... Трамвай – дело хорошее, но еще бы лучше устроить самодвижущий тротуар. Но возможно ли осуществить все это? Конечно, нет. И потом, если мы проведем трамвай, то не натолкнемся ли на самое главное, не отсутствие топлива?". Но в конечном итоге решением президиума Губисполкома на строительство трамвая в Туле было выделено 1 млн 127 тыс. рублей по программе финансирования капитального строительства по коммунальному хозяйству на 1927 г. Для этого привлекались средства коммунального банка, Военпрома и электробанка.
В ноябре 1927 г. первые 4 тульских трамвая выехали из депо. Местные газеты так описывали первый рейс: «Рано утром поднялись на горку Толстовской заставы трамваи. Длинной цепочкой стал за столбами подвижной состав первого пути. Торжественное открытие линии назначено на 12½ часов».
80 лет назад длина трамвайных путей в Туле составляла всего 7,5 километра. Сегодня длина трамвайных рельсов в городе оружейников — 95 километров. Тогда 4 вагончика перевозили в сутки чуть больше 10 тыс. пассажиров, в настоящее время пассажиропоток — более 1 млн человек. В Туле есть единственный в стране трамвай того времени, который еще вполне способен самостоятельно передвигаться по рельсам. Он был изготовлен в 1930 г. и бегал по городу до 1969 г. За это время он прошел 3568 километров. Впрочем, он и сейчас по особо торжественным дням возит экскурсии по городу. Его не раз предлагали продать его в различные музеи, но Тула не соглашается расстаться с раритетом.