Тимур Бекмамбетов "Особо опасен", потому что он россиянин
Супербоевик «Особо опасен / Wanted» с суперзнаменитостями Анджелиной Джоли, Морганом Фрименом, Джеймсом МакЭвойем, Теренсом Стемпом и другими, с музыкой сверхпопулярного Дэнни Эльфмана по очень успешному комиксу выходит в России и США в один день. Режиссер, снявший этот 150-миллионный (в долларах) фильм, - Тимур Бекмамбетов, автор "Дозоров" и "Иронии судьбы – 2". Это делает картину очередной "проверкой на вшивость", которой подвергается наша страна в течение всего 2008 года во всех масс-медийных секторах.
Уэсли (Джеймс МакЭвой) – "самый никчемный придурок XXI века". Во всяком случае, так он сам себя называет. Он сидит за своей офисной перегородкой, испытывая ежедневные унижения от жирной начальницы, которая его донимает какими-то степлерами, пока случайно его не находят "они", так называемое "Братство ткачей". Чтобы не вдаваться в детали (а детали преинтереснейшие), просто можно сказать, что это суперкиллеры, которые выполняют заказ по некоему хитроумному рисунку, создаваемому ткацким станком, "Станком судьбы".
Выясняется, что Уэсли – "избранный", и теперь ему предстоит обезвредить главного соперника, очень могущественного и сильного киллера, убившего, по словам представителей "Братства", его отца. Но как? За прохождение Уэсли курса молодого бойца берутся Фокс (Джоли) и магистр Слоан (Фримен). С помощью невиданных средств и перипетий Уэсли учится стрелять так, что пуля летит не по прямой, овладевает сверхсилой и гиперчутьем. Но первое, что он делает, - это говорит начальнице напрямую, что о ней думает, и наотмашь разбивает клавиатурой лицо своему сотруднику-партнеру по офису (разбивает очень остроумно: из выпадающих клавиш можно прочесть нецензурное ругательство).
Создатели фильма просили не говорить о конце фильма, так никто и не говорит, потому что и самому глупому будет понятно, что в финале всё будет не так просто, как кажется. Но, по словам самого Бекмамбетова, не исключена возможность создания второй части и он даже почти придумал, как сюжет может дальше генерироваться.
Таков сюжет. Всё написанное ниже лучше не читать поклонникам русского кино. И интеллектуального кино. И фестивального европейского тоже. Потому что режиссер Тимур Бекмамбетов, вроде бы не славянин, но всё же "наш", и он преподал такой урок всему чопорному российскому кино, что мало не покажется. Заодно он так двинул по зубам и Голливуду тоже, что возникает гордость за, простите, Отечество.
Мало того, что Бекмамбетову вдруг американские продюсеры зараз дали $150 млн, так он на эти деньги снял так, что, допустим, третий "Спайдермен" с $250 млн кажется кукольным мультфильмом. Пули у него летят интереснее, чем в "Матрице", и бьют красивее, чем у Майкла Манна. Хитроумные спецэффекты с головокружительными падениями, разворотами и пролетами нигде ранее не встречались. Поезда падают в пропасть так, как ничто и нигде еще в пропасть не падало. Анджелина Джоли сексуальнее и пластичнее, чем в компьютерном проекте "Беовульф". Фримен даже вдруг оборачивается не совсем обычной манерой игры, а Хабенский вдруг становится мастером эпизода.
Ко всему этому стоит добавить, что Бекмамбетов оказался еще и настолько смел, что позволил проявить в каноническом сюжете, основанном на одноименном комиксе, остроумие и выдумку. Особенно хорошо это ощущается в российском варианте фильма (есть и такой, в котором МакЭвой говорит голосом Безрукова): "Так вы шьёте или пришиваете?"
Теперь о пощечине российской культуре и высоколобым критикам. Хорошо всем известно, что есть на свете лишь две страны, которые не умеют создавать жанровое кино – это Франция и Россия. Франция – на правах изобретательницы иллюзиона ей все можно (да и не нужно). Россия – из-за своего строптивого характера и нарциссизма, копящегося с начала XX века.
Любовно разглядывая своих калатозовых и протазановых, мы пропустили момент, когда мир давно ушел вперед и в части технологий, и в философии, и в манере подачи кинопродукта. Да, кино давно стало продуктом, а не музейной ценностью, как бы российские кинематографисты не ворчали по этому поводу. В результате, мы имели несколько десятилетий очень неудачных сравнительно с общемировыми картинами фильмов. Несколько смелых очень вовремя догадались, что нам ничего не остается, как опять догонять и обгонять. Среди них – Тимур Бекмамбетов.
Можно как угодно относится к его "Дозорам" или "Иронии судьбы – 2". Да, претензий много, но бесспорно одно: с визуальной точки зрения и по динамическим характеристикам его фильмы вышли за рамки российского кино и приблизились к тому, чего мы раньше не умели, то есть к принятым нормам жанрового кино. "Особо опасен" нагло и доступно говорит о том, что Бекмамбетов – явление посильней братьев Вачовски. Он не создает свою философию языка. Он в чужую философию добавляет свой язык, то есть лезет в чужой монастырь, и получается красиво. С визуальной точки зрения "Особо опасен" - абсолютно идеальный фильм.
Неизвестно, что было бы, предложи он свою историю и свой сценарий. Возможно, ничего не получилось бы или, наоборот, произошел финт, схожий с теми же Вачовски или Джоном Ву, работающий как революционный два года и умирающий на третий.
Может быть, это очень банально, но все завоевания России от второстепенных песенных конкурсов до спортивных мероприятий складываются в какую-то странную картину. И если американский бокс-офис покорится российскому режиссеру (премьера в США – 26 июня, то есть "Wanted" будет соревноваться с настоящим тяжеловесом, мультфильмом "WALL*E"), то останется только развести руками и действительно задуматься о "ткани судьбы".