"Кирпич": детектив понарошку, но бьют по-настоящему
Создатели фильма позиционируют его как «нуар». Если принять во внимание, что сейчас любой детектив с более-менее закрученным сюжетом называют "нуаром", то это еще больше не соответствует истине: хэмфри богарты в кожаных плащах и велюровой шляпе исчезли как стереотип film-noir еще в пятидесятых, и все попытки возродить жанр приводили или к пародиям, или к банальной стилизации (достаточно вспомнить последнюю попытку в "Черной орхидее" Брайана Де Пальмы).
Впрочем, все признаки жанра налицо. Человек, ставший сыщиком поневоле, находит труп любимой женщины, ищет убийцу, втирается в доверия в клан наркоторговцев, где узнает все тайны драг-дилеров, включая черное прошлое своей некогда возлюбленной. В расследовании ему помогает умный товарищ. Подозрения, прятки, роковые женщины, пертурбации и непременный финт, неожиданная развязка, в конце.
Есть только одно «но»: дело происходит в школе провинциального городка. "Хэмфри Богарт" – это кучерявый очкарик Брендон. Убийца (в данном случае можно немного приоткрыть завесу тайны, ибо вычислить подозреваемого можно уже в начале) – придурковатый гопник. Главный нарко-король – "готичный" парень с тростью. Роковая женщина – просто красивая девчонка. Роль полицейского отдана завучу школы. Парень может позвонить другу за помощью, и ему в ответ могут сказать: "Не, я не могу, у меня еще третья пара". Еще немного – и начнут стрелять пирожными из бутафорских пушек, но нет. Стреляют по-настоящему, трупы, разбросанные по фильму, самые что ни на есть подлинные, и если бьют, то бьют до крови. В этом смысле, "Кирпич" достоин звания "уникальный фильм".
Таких званий, конечно, можно дать любому интересному или необычному фильму, которые появляются с периодичностью минимум раз в месяц. Но приз на кинофестивале в Санденсе («Специальный приз жюри за оригинальный взгляд») обязывает ко многому. Тем более, что его снял неопытный режиссер Райан Джонсон, сделавший когда-то свой первый фильм в семилетнем возрасте. Финансирование картины обеспечили родственники, друзья и родственники друзей, а сам сюжет "Кирпича" Джонсон вынашивал 6 лет.
Сюжет закручен ровно настолько, насколько может быть закручен малобюджетный детектив. Школьник Брендан Фрай (Джозеф Гордон-Левитт) отчаянно любит свою бывшую девушку Эмили (Эмили де Рейвин). Как-то она наговаривает ему какие-то несуразности про какие-то кирпичи, штыри и прочую чушь. Через несколько дней после этого Брендан находит её мертвой в тоннеле и принимается разгадывать головоломку, которая состоит не только из штырей и кирпичей, но и из загадочных записок, тайных переговоров и других артефактов настоящего остросюжетного фильма. По ходу действия Брендан столько раз удостаивается побоев различной степени тяжести, что кажется странным, как он до финала-то дожил и до главного секрета додумался. Стиль, с помощью которого рассказана эта непростая история, то пугает своей серьезностью, то пропускает дико смешные шутки. Вот и думай, как к этому фильму относиться: то ли подростковая комедия, то ли трагедия, то ли детектив, то ли пародия.
Назвать «Кирпич» нуаром, это все равно что "Наполеон Динамит" обозначить как экзистенциальная драма. Сравнение неслучайно. Действие обоих фильмов неспешно течет в пределах провинциального города. И там, и там главными героями становятся простые американские школьники, но не те, которых обычно показывают в кино: широкие штаны, "голда" и "рэпак" - а совершенно простые ребята, для которых цель жизни - не секс, а самовыживание. Это наркоманы, бойцы, малолетние проститутки, дилеры и прочее, что обычно оказывается вынесенным за рамки "американских пирогов". За границей в нагрузку к фильму зрителям дают словарик терминов, с помощью которых общаются наркодельцы и просто парни с улицы, чтобы было понятно "почём базар".
И кстати, если кого-то все еще интересует, что же означает предмет, вынесенный в титульное название картины, - то на слэнге героев фильма это означает наркотик, спрессованный до состояния кирпича.