В четверг российский прокат выходит фильм Алексея Мизгирева "Бубен, барабан" с вернувшейся в поле зрительского внимания Натальей Негодой. Картина, получившая немало призов на всевозможных кинофестивалях, как ни странно, выходит весьма скромно: всего 5 копий в московском репертуаре.
То, с какой частотой фильм Алексея Мизгирева появлялся в последнее время в новостях, может пугать кажущейся мощной пиар-поддержкой. Да нет, нет тут никакой кампании, участие его во многих международных кинофестивалях и полагающиеся призы – всё это вполне закономерно и понятно. Фильм выдался вполне фестивальный – не настолько, чтобы показывать его в широком прокате, но и не такой, чтобы пристраивать его в круг российского арт-хауса, бессмысленного и беспощадного.
Во второй, после "Кремня", режиссёрской работе Мизгирева снова с экрана лезет жесть. Показав Москву, как она есть, Мизигрев переходит на российскую глухомань, где на городок посёлочного типа приходятся в количестве одна штука: кафе, вокзал, больница, мент, парикмахерская и библиотека. В последней работает заведующая Екатерина Артёмовна (Наталья Негода), мечтающая в свои далеко за 40, о большой и чистой любви.
Впрочем, мечты за столько лет переросли в привычку, и она смотрит на свою молодую помощницу (Елена Лядова), собирающуюся замуж, даже не с завистью, а с некоторой долей непонимания. "Любишь – выходи замуж, не любишь – не выходи". Позже Катя перефразирует: "Не можешь жить – не живи". Когда в поле зрения появляется заезжий моряк с внешностью Путина и замашками сбежавшего зэка (органичный Дмитрий Куличков), тут уже она сама себе ставит полярные условия, которые выходят непосредственно к квартирному вопросу. Кстати умерший отец-шахтёр переписывает на неё квартиру, но изменивший ей моряк уходит от Кати к её же помощнице, подруге и соседке по общаге.
Ставившая себе всю жизнь кардинальные "или да, или нет" Катя начинает искать любого мужчину, который смог бы убить морячка в отместку, взамен предлагая квартиру.
Забавно, но те, кто упрекал Негоду 22 года назад в чернухе, сейчас готовы её на руках носить за участие в ещё "более чёрной" чернухе. Есть за что: Негода вернулась на экраны спустя 17 лет в отличной актёрской форме. Первая секс-звезда СССР здесь играет не по годам постаревшую под низкими мрачными тучами провинциального городка библиотечную крысу, продающую вечерами на вокзале книги из доверенных ей фондов (лучше всего идёт "Анжелика"). Такой вполне могла стать 22 года спустя "маленькая Вера", и, кажется, Негода это понимает.
Она с остервенением хочет добиться своего, но, не добившись, следует своей морали буквально. Здесь Мизгирев сочиняет чуть ли не подстрочник ханековской "Пианистки", если убрать сексуальные подтексты и натуралистичность.
В чём нельзя упрекнуть Мизгирева – это в натуралистичности или, точнее, натуре. Провинциальный быт воспроизведён аутентично, без рюшек и без индустриальных пейзажей (шахтёрский посёлок не в счёт). Во всяком случае, это не "Однажды в провинции", который Катя Шагалова рисовала то ли с рассказов гастролирующих актёров, то ли из народного фольклора.
Однако, что здесь главное – этим вопросом, кажется, не задавался режиссёр. Понятно, что про любовь, понятно, что про самопреодоление, понятно, что про "чужая душа – потёмки". Но, видится, простой зритель может заключить, что все люди с внешностью то ли президента, то ли премьера – аферисты и мошенники. Во всяком случае, другой причины крайне ограниченного проката этой, по крайней мере интересной, ленты, нахватавшей целую корзину наград и премий, нет.