«Пекло» стоит назвать одним из самых долгожданных фильмов года по многим причинам, главной из которых является то, что это продукт одного из самых любопытных тандемов мирового кино – Дэнни Бойла и Алекса Гарленда.
Этот любопытнейший дуэт в «Пекле» доказал, что он еще и один из наиболее непредсказуемых. Последним продуктом их совместного творчества стал зомби-флик (поджанр фильмов ужасов, в основе сюжета которого лежит погоня оживших мертвецов за оставшихся в живых людьми) "28 дней спустя", вышедший 5 лет назад. Скоро на экраны выйдет "28 недель спустя", тоже созданный не без участия Бойла-Гарленда.
Почему дуэт «непредсказуемый»? Среди первых работ режиссёра Дэнни Бойла "Неглубокая могила" - психологическая драма с намёками на детектив и жёсткий триллер (или наоборот) – и "библия 90-х" "На игле". Кроме этих основополагающих вещей, он снял и семейную комедию "Миллионы" и романтическую комедию "Жизнь хуже обычной" с Кэмерон Диас и своим любимым актером Юэном МакГрегором. Первой совместной работой Бойла с романистом Гарлендом стала антиутопия "Пляж" с Леонардо ДиКаприо. Затем – вышеупомянутый фильм ужасов "28 дней спустя".
И вот после всего этого жанрового разнообразия – ещё и научная фантастика «Пекло». Что у этих двоих в головах – непонятно, но стилистический разброс подсказывает, что в мозгах одно из двух: или форменный беспорядок, или чётко структурированное видение мира.
Как утверждают сам Бойл, «что мне нравится в работе Гарленда – так это то, что он всегда имеет свои грандиозные замыслы». В "Пекле" - грандиознее некуда. Солнце, как и уготовано каждой звезде, начинает тихо гаснуть, однако происходит это не через миллиарды лет, а в 2057 году. На Земле рождается план отправить к светилу бомбу размером с Манхэттен, чтобы произвести разряд, возродив, таким образом, энергию Солнца.
Это вовсе не «Армагеддон» часть вторая. И не вампука, созданная нездоровой головой. Это научная фантастика. Научнее некуда, создатели фильма консультировались и с NASA, и британским физиком Брайаном Коксом, и даже ездили в Звёздный городок. Фантастичнее тоже: критики вряд ли могут припомнить настолько же впечатляющие спецэффекты, позволившие выпустить версию картины даже в формате 3D.
Конечно, Бойл-Гарленд не были бы самими собой, не заключив в такую сюжетную основу важный психологический фактор. В течение 16 месяцев на огромном корабле «Икар-2» к Солнцу движется команда из 8 человек. Прокатчики фильма просят всех журналистов (не только в России, кстати, но и во всём мире) не рассказывать основные перипетии, но можно изначально предположить, что будут и многочисленные поломки, связанные с человеческим фактором, и нехватка кислорода, и магическое действие приближающейся огромной звезды, и считавшийся утерянным дрейфующий "Икар-1". Достаточно сказать, что при создании фильма режиссёр вдохновлялся знаменитой картиной "Das Boot" Вольфганга Петерсена, чтобы передать атмосферу замкнутого пространства.
Главное, что необходимо знать, - это действительно психологическая драма и настоящая фантастика, как мы привыкли их видеть. По темпоритму она мало отличается от «Соляриса» (скорее, недавней голливудской версии), или "Космической Одиссеи 2001": всё очень неторопливо и четко размечено. Только очень жаль, что нельзя рассказать, в чём соль и сюжетная составляющая второй половины этого завораживающего фильма. Там, правда, очень интересно.