31 ММК: Петя Досталя шагает в царствие небесное, а актер Ильин в дурдом
В четверг на 31-м Московском международном кинофестивале в конкурсе стоит фильм Карена Шахназарова "Палата №6". Действие повести Чехова генеральный директор "Мосфильма" со своим постоянным соавтором сценаристом Александром Бородянским перенес в наши дни. Фильм снят в жанре интервью, телевизионного репортажа. Врачи, друзья и сумасшедшие рассказывают в камеру о докторе Рагине, бывшем главном враче психиатрической лечебницы, который так часто посещал палату № 6 для умалишенных, что сам в ней оказался.
Играет главврача Рагина актер Владимир Ильин, мягко выражаясь, в полноги. Возможно, потому что актерская задача у него небольшая - молчать лицом и изображать затравленный нервный взгляд изнуренного алкоголем человека. Только напоминает Владимир Ильин этим взглядом не страдающего интеллигента, который высказывает главную для фильма мысль: "Во всем городе нашелся один умный человек, да и то сумасшедший", а тупо спившегося мужика.
Фильм вообще снят без энергетики, как будто у всех, кто его делал, внезапно иссяк темперамент. Да и сплошные интервью делают картину очень однообразной. Возможно, нельзя носить замысел двадцать лет. Сценарий "Палаты" они с Бородянским написали в 90-м и хотели снимать в роли русского сумасшедшего Марчелло Мастроянни. Ездили по психбольницам, записывали интервью с больными, но фильм не состоялся, и чтобы материал не пропал, он был положен в основу их фильма "Цареубийца" ( а это 91-й год), где главного врача в психиатрической лечебнице, а заодно и царя Николая Второго играет Олег Янковский, а его пациента и убийцу американская звезда Малком Макдауэлл.
Часть интервью с душевнобольными, сделанные двадцать лет назад, вошли в "Палату №6", которая дико напоминает "Цареубийцу - тот же диалог врача и пациента. Может, ощущение несвежести картины и мешает ее правильному восприятию. Не спасает ее и "погружение в атмосферу реального дурдома" – "Палату" Шахназаров снимал в поселке Рогачево, в монастыре, который сейчас является интернатом для душевнобольных.
Вообще отсутствие нового слова в искусстве в российском конкурсе огорчает. И "Чудо" Александра Прошкина и "Палату№6" Карена Шахназарова можно было снять и двадцать лет назад, и через двадцать лет. Это даже не кино с его свежим языком и новым взглядом, а мастерски сделанные мумии. Как говорила тренер Татьяна Тарасова на "Ледниковом периоде": "Скольжение хорошее, но я не потрясена".
На фоне такого "скольжения" фильм конкурса от России Николая Досталя "Петя по дороге в царствие небесное" прессу даже порадовал. Корреспондент "МК" прямо сказал, что "на "Пете" отдыхает глаз и сердце". А обозреватель сайта "Кино-театр.ру" закричал: "Ура! Наконец-то в конкурсной программе проблески. "Петя" - светлый, чудесный фильм".
Хотя действие его разворачивается в марте 1953-го в городе Кандалакша в советском лагерном Заполярье. Стройка, рядом - зона, вышки, охрана, заключенные. Петя, деревенский дурачок, поставлен автоинспектором, работает исправно, строго проверяет документы и путевые листы. И относятся люди к Пете, как к блаженному. Погибает Петя случайно: лагерная охрана перепутала его со сбежавшим заключенным. Вот такое "светлое, чудесное" кино с оптимистическим названием "Петя по дороге в царствие небесное".
Вообще от российского кино исходит ощущение кризиса, бессилия и отсутствия позитива. У Муратовой мальчик умирает, у Прошкина девушка заканчивает безумием, у Шахназарова вообще все сумасшедшие, один был нормальный, да и тот спился и залетел в дурдом, а Петя погибает. Может, прав Александр Бородянский, который после показа "Палаты №6" прессе сказал: " И вы можете оказаться там же (имеется в виду в дурдоме). Поверьте мне".
Можем, конечно, но для такой банальной мысли носиться с проектом двадцать лет, наконец воплотить его и в итоге видеть потухшие, как и их картина, глаза журналистов?