На Московском кинофестивале борются "Мелодия для шарманки" и "Палата №6"
После того, как на международном кинофестивале в Москве показали фильм Киры Муратовой "Мелодия для шарманки", Клуб кинолюбителей дал картине самый высокий рейтинг – на два порядка выше других лент конкурсной программы. На втором месте по баллам, но значительно ниже, шансы у "Пети по дороге в царствие небесное" Николая Досталя, на третьем "Чудо" Александра Прошкина. Однако все решит фильм Карена Шахназарова "Палата №6".
На пресс-показ "Палаты", а он проходит за день до официального просмотра картины-конкурсанта, нежданно-негаданно появились президент фестиваля Никита Михалков и председатель жюри Павел Лунгин. Всем журналистам, которые ходят в кинотеатр "Художественный" на показы для прессы, это показалось не случайным. Два главных человека фестиваля, возможно, решили, оценить шансы Карена Шахназарова на главный приз. Показ задержали на час. На это время во всем кинотеатре погас свет. Он то включался, то гас. Журналисты с трудом ориентировались в черном зале и шутили, что "Палата №6" совсем рядом - все были близки к чеховскому сумасшествию.
В четверг пройдет официальная премьера фильма генерального директора киноконцерна "Мосфильм" Карена Шахназарова на Московском кинофестивале. Пока же мы спросили ведущих кинокритиков страны об их впечатлении о картине Киры Муратовой - сразу после премьеры ее ленты, претендующей на главный приз.
Леонид Павлючик, заместитель главного редактора журнала "Эхо планеты": - Я не большой поклонник творчества Киры Муратовой. Мне нравятся ее ранние работы – "Долгое прощание" и "Короткие встречи". И еще мне очень нравился ее фильм "Астенический синдром". Но на этом фильме моя любовь к Кире Георгиевне иссякла.
Мне показалось, что последние ее картины являли собой мизантропический и не близкий мне взгляд на действительность. Мне показалось, что из ее картин ушел, простите за не модное сегодня слово, гуманизм. И вот в последней работе, которая представлена в конкурсе Московского кинофестиваля, она возвращается к своим истокам, к лучшим своим картинам.
Это рассказ о двух детях, которые после смерти матери бредут по жизни в поисках своих отцов. Двух разных отцов. Тут сразу приходят на ум и Диккенс, и Андерсен, а я лично вспомнил великую картину Тео Ангелопулоса "Пейзаж в тумане" - про путешествие двух детей в поисках не только отца, но и счастья, смысла жизни. Это святочный рассказ, но все святочные рассказы делятся на две категории – утешительный и горький. Это горький рассказ.
Дети блуждают в абсолютно холодном, гротескном, как всегда у Киры Муратовой, мире, где нет тепла, душевного участия, где все люди, которых они встречают на своем пути, озабочены сугубо своими делами и проблемами, и никому нет дела до двух затерявшихся в холодном, пустынном, одиноком и жутком мире детей. В итоге мальчик замерзает, совсем как в сказке Андерсена, а девочка где-то теряется в просторах враждебного мира. Это горькое высказывание Киры Муратовой о сегодняшней действительности. Там царит расчет, корысть, холод, равнодушие, но при этом, я чувствую гуманистическое сочувствие автора к обездоленным детям.
Муратова, конечно, на их стороне, против этого холодного враждебного мира. Эта картина, при всем горьком и горестном взгляде Киры Муратовой на сегодняшнюю действительность, все-таки согрета теплой, гуманистической интонацией. Ее позиция на стороне сирых, обездоленных.
Елена Стишова, первый заместитель главного редактора журнала "Искусство кино": - Я - фанатка Муратовой, поэтому все, что она делает, мне нравится безоговорочно. Я не могу относиться к ней критически. Ее новая картина – опять совершенно неожиданный поворот, потому что она сделала одновременно картину авангардистскую и параллельно картину для очень широкой публики. Мне кажется, что эта картина просто обречена на успех. И темой своей, и отношением автора к истории, которую она рассказывает, хотя внутри лежит святочный рассказ или, хотите, рождественская сказка. Но она интерпретирована так жестко, как это может сделать только Кира Муратова. С таким количеством обертонов, с такими совершенно удивительными деталями. И с душераздирающим финалом, где погибает мальчик.
Многие говорят, что не принимают Киру Муратову, потому что она, видите ли, потеряла человечность. И почему-то мало кому приходит в голову, что человечность самой Киры так высока и она так глубоко оскорблена в своей человечности и в своем гуманизме, что такова ее реакция на этот страшный и безумный мир, где попраны самые элементарные правила человеческого общежития.
Я смотрела эту картину на кинорынке на Берлинском кинофестивале. Был профессиональный, абсолютно не эмоциональный просмотр. И все равно я видела, что многие люди, а это покупатели картины – плакали.
Юрий Гладильщиков, обозреватель журнала "Newsweek": - Мне очень нравится фильм Муратовой. Хотя ей уже 75 лет, она делает совершенно невероятное кино, которое не совсем укладывается в рамки кино. Я понимаю, что многим ее трудно смотреть. К неестественности ее интонации надо привыкнуть Ее фильм – совершенно невероятная история про детей. Дело даже не в том, что мир взрослых плох. Муратова в одну и ту же стенку бьется - мир плох, поганен. Многие на кинофестивале говорят, что это ее самая жесткая социальная картина после "Астенического синдрома". Но я думаю, что ее "Три истории" были о том же самом. О том, что мир изначально пакостен.
Сколько детей в этом фильме и они все плохие. Плохие потому, что живут по закону этого мира. И вдруг появляются двое выпавших, придуманных детей, которым места в этом мире нет. Я фильмом потрясен совершенно искренне.
Вита Рамм, обозреватель газеты "Известия": - У меня с Кирой Георгиевной, как говорится, непримиримые отношения для совместной жизни. Я глубоко ценю ее мастерство, ценю за цельность видения мира, но мы настолько не совпадаем по этому видению мира, что мне всегда смотреть ее картины очень тяжело.
Мое нутро протестует против того, что она пытается внушить зрителям. А у нее это получается, потому что у Муратовой очень много поклонников. Мне нравятся фильмы, где художник показывает жуткости нашего мира и гнусность человеческой натуры, но не забывает уходить из этой сплошной горизонтали на вертикаль. Я никогда этого не прочитывала у Киры Георгиевны. А упиваться той горизонтальной жизнью, которую она показывает, я не могу. Потому что сама живу этой жизнью. Но я знаю, что жизнь не так страшна, какой ее пытается представить Муратова.
Таковы мнения кинокритиков. Чья точка зрения возьмет верх? И чья картина – Муратовой или Шахназарова победит? А может, появится кто-то третий?