"Ярослав. Тысячу лет назад": Лучший мой подарочек – это Я
Каламбуром прошедшей недели стали вариации и склонения: снят фильм про события тысячелетней давности к тысячелетнему юбилею города, изображённого на тысячной купюре. В кинотеатре "Октябрь" с большой помпой состоялась премьера историко-приключенческого фильма Дмитрия Коробкина "Ярослав. Тысячу лет назад". Не успел утихнуть шум после празднования выхода очередной патриотической картины на большие экраны, как уже возник скандал.
Украинские патриоты посчитали неверным то, что ростовский князь Ярослав говорит по-русски, а не на украинском языке.
Премьера фильма "Ярослав. Тысячу лет назад" оказалась ровно такой, какую можно ожидать от фильма, претендующего на то, что он станет новым учебником по истории России, патриотической песней о Родине и вообще новой российской идеей. Кто-то назовёт это "госзаказом", кто-то "правильным воспитательной политикой", но как бы то ни было, факт остаётся фактом: "Ярослав. Тысячу лет назад" выпустили к тысячелетию города Ярославль.
И премьерный показ этому соответствовал. Всем пришедшим на премьеру было обеспечено погружение в эпоху князя Ярослава. У входа в кинотеатр гостей показа встречали молодцы, одетые в шкуры медведей, и волосатые "дикари" с дубинками и топорами, изображавшие героев фильма – язычников из племени "медведей".
В фойе второго этажа кинотеатра гостям предлагали шампанское, а на специально оборудованной к мероприятию сцене выступала группа "Калина Красная". Посмотреть фильм пришли глава Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлев, депутат Госдумы Владимир Мединский, а также банкиры, руководители крупных финансовых структур и прочие важные деятели бизнеса и политики.
Картину представили режиссер Дмитрий Коробкин, исполнитель главной роли, Ярослава Мудрого, ведущий актер Русского драматического театра в Таллинне, Александр Ивашкевич, актер Виктор Вержбицкий и актриса Светлана Чуйкина. К сожалению, из-за плотного гастрольного графика на премьеру фильма не смогли приехать актеры Валерий Золотухин и Алексей Кравченко, но это не помешало празднованию.
Однако спустя пару дней пришло возмущение, откуда не ждали. Всеукраинское объединение "Свобода", которое является националистической политической партией Украины, намерено выступить с неожиданным заявлением, сообщает близкий к объединению источник. Совет партии собирается потребовать от министерства культуры Украины наложить вето на прокат художественного фильма "Ярослав. Тысячу лет назад". По их мнению, совершенно недопустимым является тот факт, что главный герой фильма, князь Ярослав, говорит на русском языке, когда должен разговаривать на украинском.
В качестве аргументированного подтверждения своей позиции представитель "Свободы" сослался на тот факт, что Ярослав Мудрый был одним из основателей Киевской Руси, большая часть которой географически якобы принадлежит современной Украине. Так же он заявил, что величайший украинец в истории, которым, по результатам национального опроса, является Ярослав, не может иметь ничего общего с "москалями".
Если серьёзно подойти к этому вопросу, то в "Ярославе…" и по-русски выражаются не совсем правильно. Старательные "окания" и "акания" - это не есть реконструкция. Герои чаще всего разговаривают на современном русском литературном языке – и это не коробит зрителя. Как не коробит и всё остальное в "Ярославе. Тысячу лет назад". Даже удивительно, что такое крепко сколоченное, "ридлискоттовски" сбитое (впрочем, это не всегда комплимент), снял режиссёр-дебютант, ученик Александра Митты, Дмитрий Коробкин.
"Получил огромное удовольствие от просмотра "Ярослава". Снято на высоком уровне, чувствуется рука профессионалов. Интересный сюжет, захватывающие спецэффекты. Но больше всего притягивает, заставляет задуматься глубокая духовная концепция. Это отражено в символичном финале, который вместе с саундтреком - песней "Царство Божие" из нового альбома Сергея Трофимова – стали идейным ядром картины, – рассказал Юрий Цейтлин, президент CD Land Group, являющейся дистрибьютором "Ярослава". – Ждите релиза на DVD 5 ноября. Считаю, эта картина займет достойное место на полке любого киномана и попадет в топы лучших историко-приключенческих фильмов мира".
Парадокс: зритель очень привык к тому, что патриотическое историческое кино – это два часа втюхивания информации сомнительного содержания, а критики заранее настраиваются на язвительные комментарии по поводу фильма. Вот здесь и кроется забавная по сути мысль: для того, чтобы смотреть картину, снятую для научения уму-разуму, нужно максимально очистить мозг от ненужных знаний. Тогда и клюква будет незаметна, и многочисленные медведи перестанут нести в себе сакральные символы, и исторические факты не потребуют пересмотра. Не говоря уж о языке, на котором говорят персонажи.