"Короли улиц" бичуют полицейский беспредел в Америке
Киану Ривз, постаревший и изрядно помятый - не то для роли, не то сам по себе – после ощутимой для голливудской звезды паузы в два года возвращается на экраны, в том числе российские, в образе крутого детектива с невыносимым характером. С четверга в прокате – «Короли улиц/Street kings» режиссера Дэвида Эйера.
Драма, боевик, полицейский детектив – все эти определения подходят для "Королей улиц". Действие происходит в Лос-Анджелесе. Но американская Мекка туристов в картине предстает в самых что ни на есть черных – в прямом и переносном смысле – красках. Нам время от времени показывают общий план города (исключительно ночного), но затем камера неизменно переносится либо в полицейский участок, либо в мрачные бандитские кварталы, заправляемые цветными преступниками.
Похоже, в США неуклонно множится число лент, изображающих американскую действительность в крайне неприглядных красках. Когда в прошлом году самый талантливый певец гангстерской темы Мартин Скорсезе впервые в жизни получил "Оскара" - за "Отступников", - была обозначена определенная тенденция. Напомним, в отмеченном киноакадемиками фильме шла речь о полицейском, изображающем "своего" в преступном мире, и о предателе, служащем в полиции, который работает на банду наркоторговцев и головорезов. Постепенно утечки кадров из одного стана в другой учащаются настолько, что создается впечатление, что бандита от полицейского в Америке отличит только гений, подобный Скорсезе.
"Короли улиц" всячески развивают этот мотив, а в чем-то идут дальше. Посмотрев картину, можно решить, что в США нет ни одного полицейского, который по совместительству бы не совершал преступные деяния.
Итак, главный герой – детектив Том Ладлоу (Киану Ривз). Его кризис среднего возраста начался несколько лет назад, когда он при трагических обстоятельствах потерял жену (психологическая мотивировка). С тех пор Ладлоу перестал соблюдать правила дорожного движения, пристрастился к водке, особенно за рулем (почему-то его любимый размер – чекушки, которые он готов закупать оптовыми партиями), стал груб и резок с коллегами, а нарушителей закона так и вовсе расстреливает без вопросов, когда те задумчиво сидят на унитазе.
У героя Ривза есть основания считать, что в полиции завелся стукач, который доносит обо всех его профессиональных промахах и перегибах. И вот этот стукач погибает на глазах у детектива Ладлоу. Убийцы - двое громил в масках, но с тех пор Том Ладлоу чувствует, что постоянно находится под подозрением, хотя его постоянно защищает и опекает босс, капитан Джек Вондер (его роль безупречно исполнил оскароносец Форест Уитакер). Ладлоу начинает собственное расследование, которое раскрывает перед ним страшную цепочку преступлений. Он начинает поиски издалека, с трущоб родного Города Ангелов, но этот долгий путь по загадочному лабиринту убийств возвращает его в полицию, где затаилось зло, дергающее за ниточки как преступников, так и стражей порядка.
Дополнительная проблема в том, что во время опасной дороги герой фильма сам совершает несколько реальных преступлений, в том числе – жестоких убийств. И довольно трудно представить, как все это сойдет ему с рук, даже если он – по законам жанра – окажется победителем.
Усталое, нервное, местами даже обрюзгшее лицо 43-летнего Киану Ривза полностью соотносится с образом неврастеника-полицейского, подверженного приступам ярости. Что удивляет – способность детектива Ладлоу остаться в живых, когда это просто нереально, подобно Супермену или другому неубиваемому герою комиксов. Не исключено, что данное противоречие входило в замысел создателей картины. Так или иначе, фильм набирает ритм постепенно, и из вялого полицейского детектива не сразу, но становится весьма любопытным и непредсказуемым.
Предельно жесткий стиль "Королей улиц" подчеркивает обилие сленга (русские переводчики тоже постарались), особенно когда показывают преступных негров, слушающих рэп. Иногда даже весело, особенно когда Киану Ривз (внешность которого сохранила отпечаток китайских корней) в общении с бандитами-корейцами заявляет, что, мол, вас, косоглазых, все равно не отличишь – у всех глаза, как запятые. Так что о политкорректности можно забыть – "чурки" и прочие нехорошие слова сыплются с экрана, как из рога изобилия. И это тоже, наверное, тенденция – полгода назад в фильме "Гангстер", например, авторы не побоялись вывести в качестве отрицательного персонажа негра, а в качестве положительного – белого.
В общем, остается надеяться, что российские милиционеры, посмотрев "Королей улиц", не поддадутся дурному примеру заокеанских коллег и не сольются с криминалом до такой степени, как герои фильма.